Плавильный цех комбината «Печенганикель» всегда был, что называется, на острие событий в Кольской компании. Тем более сейчас, когда он объединился со смежными цехами — сернокислотным и обжига. В связи с этим значение руководителя одного из самых сложных подразделений компании лишь возрастает. Ведь чтобы управлять такой махиной, нужно иметь не только многолетнюю производственную закалку, но и уметь общаться с людьми, что иногда сложнее, чем решать многочисленные производственные вопросы.
Вартан Мазманян, возглавляющий ныне плавцех, приехал в Печенгский район три с небольшим года назад. И сразу поползли слухи, связанные с назначением нового человека на столь ответственный пост. Самый распространённый — приехал закрывать плавцех.
Но вот прошло несколько лет, и опасения, как все мы видим, оказались напрасными. Наоборот. Под руководством вновь назначенного руководителя начали решаться проблемы, которые до этого не решались десятилетиями.
-Вартан Арташович, за последние несколько лет плавильный цех здорово изменился. Немало перемен нас ожидает и в этом году. Что предстоит сделать?
-Этот год действительно особенный во всём, что касается ремонтных работ. Так, мы приступили к ремонту олеумного абсорбера на сернокислотном участке, чего не было уже несколько десятилетий. Не менее гигантский объём работ намечен и на складе привозного сырья плавильного производства. Здесь предстоит сделать столько, что я даже испытываю некоторые опасения, поэтому постараюсь лично контролировать весь процесс. Если успеем сделать всё по складу привозного сырья в текущем году, то следующие десять лет можно к этому не возвращаться.
В 2008 году есть планы вплотную приступить к ремонту печей. Сначала сделаем на третьей печи перефутеровку, а что делать с четвёртой — посмотрим. Может быть, заменим только торцы. В любом случае, если всё не успеем сделать в следующем году, будем заниматься этим в 2009-м.
Надо сказать, что руководство компании понимает наши проблемы и идёт навстречу во всём, что касается проведения ремонтных работ и закупки нового оборудования.
-Вартан Арташович, не так давно вы отметили свой 50-летний юбилей — самое время подвести какие-то итоги, оглянуться назад… С какими чувствами вы подошли к этому рубежу?
-Я отвечу так: если бы я начинал жизнь сначала, наверняка повторил бы свой пройденный жизненный путь. Что нужно для мужчины, чтобы быть счастливым? Семья, работа, друзья. Слава Богу, я оказался всем этим в жизни не обделён, поэтому с полным правом могу назвать себя счастливым человеком. Ошибки в жизни, конечно, совершает каждый, но я рад, что до сих пор могу прямо смотреть людям в глаза.
-Что для вас сегодня главнее — семья или работа?
-Здесь всё уже настолько переплелось… Моя семья, например, считает, что работа для меня важнее. Во-первых, большую часть времени я провожу на работе. А во-вторых, если я даже появляюсь на выходных дома, они твёрдо знают: без ежечасных телефонных звонков не обойдётся.
-Говорят, что с возрастом к человеку приходит мудрость. Вы согласны с этим утверждением?
-Абсолютно. Допустим, теперь я уже не принимаю поспешных решений, которые, наверное, мог бы принять по молодости. Ведь сейчас от этого зачастую зависят судьбы многих людей. С другой стороны, несмотря на то что с возрастом стал больше прислушиваться к чужому мнению, всегда поступаю так, как считаю нужным, иначе руководить большим коллективом просто невозможно.
-Под вашим началом трудятся сотни человек. Время на досуг остаётся? На спорт, например? Вы ведь прежде серьёзно увлекались лёгкой атлетикой.
-Да, когда-то даже был чемпионом Закавказского военного округа. Нет, к сожалению, времени на занятия спортом не остаётся, хотя я и понимаю, что это плохо. Вот, надеюсь, в скором будущем в компании появится футбольная команда ветеранов, хочу в ней поиграть. Уж на это попытаюсь выкроить свободное время.
-А есть что-то ещё, чем бы вы хотели заняться в свободное время?
-Очень надеюсь вернуться к науке, которой я не чужд. В своё время в середине восьмидесятых я сдал в институте цветной металлургии в Москве кандидатский минимум, но потом по разным причинам забросил это дело. Но здесь опять же решающую роль играет свободное время, а его не так уж много, если не сказать — нет совсем.
-Что вам сегодня доставляет особенную радость в жизни?
-Дети. У меня двое уже взрослых сыновей. Один студент, заканчивает второй курс МГТУ, учится на геолога от Кольской компании, потом планирует работать в КГМК. Младший перешёл в десятый класс, недавно получил первый в своей жизни аттестат — закончил музыкальную школу.
-Старший из ваших сыновей серьёзно увлекается футболом, его имя многим знакомо не только в области, но и в России…
-Да, он являлся даже бронзовым призёром России в составе сборной области и сегодня по-прежнему много времени уделяет футболу, играя за мурманскую команду «Электранс». Но я считаю, что лучше уж он пусть сначала закончит учёбу.
-В каком ключе вы старались их воспитывать?
-Самостоятельными, чтобы каждый из них умел принимать решение. Например, от меня никто не ожидал, что после окончания института я уеду на Север работать. Пришла разнарядка, по которой ехать должны были два человека. Из всей нашей группы среди желающих оказался только я и мой однокурсник. А в результате из двадцати пяти человек сегодня лишь один я работаю по специальности. Остальные выбрали для себя другие занятия.
-А вам предлагали сменить профессию?
-Неоднократно. Звали уйти в бизнес, уехать в Москву. Но я от всего отказался. Я профессиональный металлург и хочу заниматься любимым делом.
-Независимость в поступках — это наследственное?
-Не знаю, наверное. По крайней мере мой отец — заслуженный строитель, он живёт сейчас в Грузии, всегда был очень независимым человеком. Как и его мать, моя бабушка. Мой дед погиб в войну под Сталинградом и ей пришлось одной поднимать восьмерых детей. Ничего, справилась. Отец, кстати говоря, до последнего времени, до болезни, всё делал сам по дому, по хозяйству. Без выходных и отпусков. Я ему неоднократно в жизни говорил: вот будет у тебя отпуск, отдохни. А он: некогда отдыхать, работать надо. В этом я, наверное, очень похож на него, хотя работать без отдыха — это неправильно.
-Вартан Арташович, какие цели и задачи вы сегодня перед собой ставите?
-Сделать всё, что задумано. Как я уже говорил, я считаю себя счастливым человеком. Но нельзя быть счастливым, когда видишь вокруг несчастливых людей. Поэтому моя цель, как руководителя, сделать максимально возможное для своих подчинённых, чтобы они стали жить лучше. По мере сил я и делаю. Не знаю, насколько хорошо у меня это получается — время покажет, люди оценят. Но в одном я уверен: если бы каждый руководитель подкреплял свои благие начинания делами, мы бы давно стали жить много лучше, чем сегодня. Увы, но пока это мечта. А хотелось бы застать время, когда можно увидеть её воплощение в жизнь.
Беседовал А. Истомин