Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
20.02.2008 Выпуск 2003 | Никель | М.Федорова
Методы разные, цель одна

13 февраля в никельском детском саду № 7 «Солнышко» прошел семинар, посвященный духовно-патриотическому воспитанию дошкольников. Его участниками стали сотрудники учреждений дошкольного образования со всего района, а так же представители отдела образования. Цель мероприятия — обмен опытом и поиск новых путей работы с детьми.

Тема духовно-патриотического воспитания детсадовцев, приуроченная к Году семьи, разрабатывается сегодня в каждом саду района. Педагогический коллектив сада № 7 в рамках обозначенного проекта поставил перед собой сразу несколько задач. Среди них — поиск новых форм взаимодействия взрослого и ребенка в охвате всей широты заданной тематики (игра, совместная деятельность, теоретические и практические занятия), привитие каждому ребенку любви не только к своей стране и «малой Родине», но и к семье, самому себе и окружающим людям. А еще — предоставление малышу доступной и полной информации о государственных символах, обычаях народа, природе края и его истории и многом другом.

За годы существования детский сад разработал собственные методики, которые и были применены и усовершенствованы в рамках работы над методическим объединением «Творческое и духовно-патриотическое воспитание дошкольников». Эти методики помогают решить задачи эстетического, нравственного и трудового воспитания дошколят, формирования бережного отношения к природе и патриотических чувств.

Воспитателями «Солнышка» была проведена огромная работа: вместе со своими воспитанниками они ходили на экскурсии, наблюдали за природой, просматривали тематические фильмы и книги, разучивали стишки и песенки, знакомились с произведениями русского народного творчества и всячески стимулировали детское творчество. Эта работа продолжается и сегодня. Большим подспорьем в разработке темы методического объединения являются многочисленные конкурсы, в которых принимают участие воспитанники сада «Солнышко». Эти и внутренние конкурсы талантов, конкурсы красоты, костюмов, соревнования, кроме этого сад принимает участие в ежегодном конкурсе рукописной книги, который организует детская библиотека, в конкурсе КГМК «Дорога в завтра».

Для того чтобы ребенок усвоил такие, на первый взгляд, глобальные и немного абстрактные вещи, как, например, любовь к родному краю, воспитатели начинают патриотическую работу с того, что ему близко и знакомо — с изучения собственной личности и семьи малыша. Поэтому система работы была разбита на несколько блоков.

Первый из них — «Здравствуй, это я!» — для малышей младшего дошкольного возраста. Он направлен на то, чтобы сформировать у детей отношение к себе как к уникальной и неповторимой личности. В рамках этого направления педагоги рассказывают малышам о происхождении и разнообразии имен, которые и являются индивидуальным отличительным признаком каждого человека, вместе с родителями ребята создают альбомы-портфолио, рассказывающие об интересах, успехах и достижениях малыша. Все это помогает ему сформировать собственную индивидуальность, а также больше узнать о своей семье.

Однако вопросу осознания малыша как члена семьи в большей степени посвящен другой блок — «Вместе дружная семья». Он предполагает совместную работу детсадовцев с их родителями. Ее практические результаты можно увидеть в каждой группе сада — там оформлены фотовыставки с семейными портретами воспитанников. Тематика экспозиций постоянно меняется — это и совместный отдых, и поездки на море, и семейные походы на природу…

Большую активность в разработке семейной тематики проявляют и сами родители — они вместе с детьми придумывают семейные гербы и девизы, создают коллажи и альбомы, посвященные семейным увлечениям и важнейшим событиям и праздникам. Педагоги отмечают, что подобная работа стимулирует детей рассказывать воспитателям о своих семьях и прививает гордость за своих мам и пап.

Блок «Моя малая Родина» - для воспитанников постарше. Детей знакомят с их микрорайоном и родным поселком. Ребята узнают от воспитателей огромное количество интереснейшей информации о Никеле — это и исторические факты, и доступные для малыша сведения о промышленности, природе, экономике края. Помимо теории, в работу над блоком «Моя малая Родина» включена масса практических занятий. Так, например, дети регулярно ходят на экскурсии по Никелю, фотографируют достопримечательности, и вместе с воспитателями собирают фотоальбомы.

В старших группах, в которых ребят готовят к школе, начинается работа по ознакомлению их с государственной символикой России, ее традициями и особенностями. Она так же воплощается в жизнь через использование художественной, познавательной литературы, обучающих игр.

По оценке самих педагогов, именно развивающие игры и дают наиболее серьезный результат. Побывать на них смогли и участники семинара. Так, например, сотрудники садов района присутствовали на занятии «Крупицы добра», которое провела для воспитанников второй младшей группы педагог Ирина Михайловна Пендичук.

Главная цель занятия — формирование у малышей нравственности и умения оценивать хорошие и плохие поступки. Для того чтобы объяснить малышам, что такое «хорошо» и что такое «плохо», Ирина Михайловна познакомила ребят со сказочным персонажем – Хорплошей. По задумке педагога, этот сказочный герой поворачивается к малышам «хорошей», улыбающейся стороной, когда группа делает добрые дела и «плохой» — когда они ведут себя не подобающим образом. Для Хорплоши ребята соорудили домик, а для того, чтобы оценивать поступки каждого в отдельности, родители сшили маленьких Хорплошиков каждому ребенку. Еще одним стимулом совершать хорошие поступки стало создание именных коробочек, куда складываются фишки-бонусы за каждый добрый поступок.

На занятии ребята играли с Хорплошей, читали для него стихи, танцевали, рисовали картины, очаровав всех гостей своими талантами и непосредственностью.

Еще одним интересным занятием стала викторина «Моя малая родина», которую подготовила Наталья Анатольевна Макарова для воспитанников старшей логопедический группы.

В нем приняли участие не только дети, но и их родители. Разбившись на семейные команды, участники викторины представляли семейный герб, отгадывали загадки, касающиеся истории и географии нашего поселка, играли в геологов и другие развивающие игры. Мероприятие закончилось зажигательным танцев, малышей и их родителей, а каждая команда получила дипломы и подарки от ведущей.

Показательные занятия прошли в этот день и в других группах. Своими впечатлениями от увиденного приехавшие на семинар педагоги поделились за «круглым столом».

-Не так давно подобный семинар прошел и в нашем саду — рассказала воспитатель ДС № 1 Елена Николаевна Попова. – На нем была представлена работа по этой же теме.

Как и в саду «Солнышко», наши воспитатели стараются идти в вопросе духовно-патриотического воспитания дошколят от простого к сложному, сначала знакомя ребенка с понятием «семья», и позже — более абстрактными для него понятиями Родины, родного края. И, наоборот — через глобальные вещи мы объясняем частное: что каждый воспитанник сада — часть нашей огромной страны и полноправный житель Никеля.

На сегодняшнем семинаре мы все увидели новые приемы работы, которые, возможно, помогут нам в дальнейшем. Конечно, эта работа не ограничится темой методобъединения, ведь патриотическое и нравственное воспитание ребенка — многолетний труд.

-Несмотря на то, что в нынешнем году упор педагоги дошкольного образования делают на патриотическом воспитании, – отметила специалист управления образованием Маргарита Владимировна Чивиль, – это вовсе не означает, что они не выполняют основную воспитательную программу.

Как мы сегодня увидели, с поставленными задачами они справляются отлично, каждый никельский сад нашел в освоении темы уникальные методы работы с детьми. В марте подобные семинары пройдут в детских садах Заполярного, и мы сможем увидеть еще более широкий спектр методик, разработок и новаторских идей.

М. Фёдорова.

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru