Вот так и получилось, что в 1965 году из «шахтеров» перешла Клавдия Петровна в «металлурги» и осталась в этом звании до самой пенсии.
Женщин в «обжиге» в те времена работало немало: транспортёрщицы, фильтровальщицы, питательщицы, смесильщицы. Они составляли почти половину от общего количества работавших. За минувшие почти полвека в цехе изменилось многое — и оборудование, и организация труда, поэтому сократилось цеховое посменное «население». Женщин в смене теперь можно по пальцам пересчитать, а многие специальности просто исчезли.
А раньше приходилось ой как нелегко! На память о сменах, когда и присесть некогда было, остались фотографии.
-Вот смотрите, – листает альбом Клавдия Петровна, – это я на рабочем месте, возле фильтра. Чуть где забьётся сектор — фильтр останавливали, очищали. А таких секторов в нём — почти сотня, если точнее — 96.
(Этот агрегат остался только на старом фото. Сейчас его работу выполняют мощные автоматические «Лароксы»).
Почти все женские специальности освоила Клавдия Петровна за 4 десятка лет. Взять хотя бы работу на окомкователях. По объяснению специалистов, для того, чтобы окатыши получались кондиционными, необходимо не только знание технологии, но и большой опыт. Вовремя добавить воды, изменить скорость вращения огромной чаши и угол её наклона — этой наукой Сизова овладела в совершенстве. За ходом процесса требовался глаз да глаз — восемь часов непрерывного внимания и ответственности. С теплом вспоминает ветеран мастера своей смены Лисичева — никогда не отказывал Валерий Александрович в консультации, совете, помощи.
Сегодня и эта технология устарела, в цехе установлено совсем другое оборудование. Впрочем, вернись сейчас Сизова в цех, наверняка нашлась бы для неё работа.
Как говорит о ветеранах А. Богданов, старший мастер цеха:
Муж Клавдии Петровны работал в «обжиге» недолго: вскоре его не стало. Осталась она с двумя сыновьями 3-х и 6-лет. Ребята выросли славные. Старший, Сергей, работает агломератчиком в цехе, где до сих пор говорят о его маме тепло и уважительно.
-Откуда силы брали, Клавдия Петровна? – спрашиваю я. – Ведь нужно было и дома успевать, и на работе. Все награды, которыми отмечали в советские времена добросовестных тружеников, у вас есть. Медаль «За трудовую доблесть», Ленинская юбилейная медаль, почётные знаки «Ударник пятилетки». Грамот — вообще не перечесть.
-Причина простая, – слышу в ответ. – Хотела мы так работать — добросовестно и ответственно. – И добавляет: – Другим было наше поколение.
Может, и вправду, поколение было другим: стойким, полным оптимизма и скрытой силы? Может быть, именно эти качества помогают сегодня моей героине пережить горечь утраты младшего сына, сохранять бодрость и интерес к жизни? И хотя Клавдия Сизова по статусу является пенсионеркой «в преклонных годах», она до сих пор энергична, хлопотлива, заботлива.
В следующем году Клавдия Петровна отметит очередную круглую дату. И очень хочется, чтобы, прибавив возраст, юбилей не убавил её жизнелюбия и душевных сил.
С. Светленко