С участием руководителей вновь образованных муниципальных образований на заседании Совета рассмотрен ряд вопросов, которые тесно связаны с реализацией федерального и регионального законодательства.
Прежде всего, внимание было обращено на те муниципальные образования, где существуют сложности и проблемы. Проведены выездные заседания Координационного Совета в Кольском муниципальном районе (здесь расположены 12 муниципальных образований из 42 действующих на территории области) и в Ловозерском муниципальном районе (район компактного проживания малочисленных народов).
Рассматривались проблемные вопросы о строительстве, переселении и предоставлении жилья жителям Мурманской области, о взаимодействии органов местного самоуправления муниципального района и городских и сельских поселений, о профессиональной подготовке и переподготовке депутатов представительных органов и муниципальных служащих, проблемы развития культуры и сохранения культурного наследия и другие.
Проведение реформы местного самоуправления обострило целый ряд ранее существовавших проблем и выдвинуло новые.
Это, прежде всего, слабая финансовая и материальная база для выполнения определенных федеральным законом полномочий, и в первую очередь в поселениях. Полномочия в федеральном законе прописаны, а средств на их исполнение не хватает. Область принимает все возможные меры в этом направлении. На июньском заседании Думы принят Закон Мурманской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2007 год".
Были распределены дополнительные доходы в объеме 1 миллиард 93 миллиона рублей. Из этой суммы 1 миллиард 15 миллионов рублей, или почти 93% ушли в муниципальные образования области. Надо думать и о других мерах, может быть, внести коррективы в структуру местного самоуправления области, предпринять организационные шаги, готовить поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Вопросы подготовки кадров органов местного самоуправления приобретают сегодня первостепенное значение. Мы дважды - в 2001 году, а затем в 2005 году на Координационном Совета обращались к проблеме подготовки и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих в Мурманской области, обозначили серьезные недостатки в решении этого вопроса.
Если по государственным служащим эта проблема более-менее решена, то по муниципальным служащим, особенно в органах исполнительной власти, эта проблема стоит еще достаточно остро.
Анализ профессионального уровня муниципальных служащих Мурманской области показал, что более 70% их не имеют специального профессионального образования. Нельзя сказать, что это неграмотные работники, подавляющее большинство из них имеют высшее образование, но сегодня для работы в органах власти нужно иметь и специальное образование, поскольку есть своя специфика в этой деятельности. Раньше такой школой была поэтапность работы от низшего до высшего звена, сегодня любой образованный человек с институтской скамьи может попасть сразу на муниципальную или даже государственную службу, то есть практически не имея опыта соответствующей работы.
Вот поэтому периодически должна проходить их специальная переподготовка. Меняется законодательство, меняются формы и порядок работы, взаимоотношения между органами власти. Во всем этом надо разбираться, а без соответствующей переподготовки, без обмена опытом работы сделать это достаточно сложно. Практические шаги в этом направлении мы предприняли.
Положительное влияние, на мой взгляд, должен оказать и принятый 28 июня Закон Мурманской области "О муниципальной службе в Мурманской области".
Федеральный закон не предоставляет право субъектам Российской Федерации регулировать вопросы статуса и гарантий депутатов представительных органов местного самоуправления на территории всего субъекта, поэтому создаются определенные трудности при осуществлении деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления поселений.
Каждое муниципальное образование вправе устанавливать статус и гарантии депутатов представительных органов местного самоуправления, которые действуют на территории конкретного муниципального образования, но не имеют юридической силы на территории других муниципальных образований. Между тем, некоторые депутаты, избранные в представительные органы местного самоуправления поселений, работают в других муниципальных образованиях. Руководители предприятий, в которых работают депутаты, не всегда предоставляют им время для участия в заседаниях представительных органов местного самоуправления поселений. Кроме того, по окончании выборных полномочий, депутаты, работающие на штатной оплачиваемой основе, не имеют возможности вернуться на прежнее место работы. Все это не способствует желанию наиболее активной и трудоспособной части населения принимать участие в деятельности органов местного самоуправления.
Поэтому мы внесли в Государственную Думу законодательную инициативу, в которой предложили внести в Федеральный закон необходимые изменения, связанные со статусом, трудовыми и социальными гарантиями депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, предоставив право определять указанные вопросы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кадры решали, решают и будут решать очень много в любой структуре управления, а поэтому они должны быть профессиональными. И это еще одна проблема Губернатора, Правительства области и Мурманской областной Думы – как в ближайшее время наладить грамотную подготовку и переподготовку муниципальных служащих, поскольку именно эти люди являются представителями власти на местах. И во многом о том, какова же сегодня власть, люди судят, глядя на муниципальных служащих. Их статус и ответственность высоки, а значит и знания должны быть глубокими и профессиональными.