Перед началом обсуждения перспектив сотрудничества представители Высшей школы Финнмарка провели презентацию своего учебного заведения, чтобы в общих чертах рассказать о возможностях дальнейших взаимоотношений с Печенгским районом.
Из презентации присутствующие узнали о том, что филиал Высшей школы Финнмарка в Киркенесе появился не так давно, в рамках стратегии развития северных регионов страны, и до сих пор находится в стадии проекта. Цель его создания — научная работа в сфере образования в приграничных регионах. Киркенес был выбран не случайно – школа в приграничном городке даёт возможность более плотного контакта с российскими коллегами. Тем более что опыт проведения в Киркенесе курсов по тем или иным специальностям был накоплен довольно большой.
Сегодня в Киркенесском филиале Высшей школы обучается всего 200 студентов, в том числе из Мурманска и Архангельска. Руководство школы старается решить вопрос о том, чтобы пройденные в Норвегии российскими студентами дисциплины нашли отражение в дипломе об окончании российского вуза. В учебном плане киркенесского кампуса (филиала) — дисциплины, связанные с туризмом, общественной жизнью, предпринимательской деятельностью в приграничном регионе, историческими и современными аспектами международного сотрудничества. В целом, фактически все предметы в Высшей школе имеют международную направленность, что очень актуально на сегодняшний день.
Помимо студентов, обучающихся в российских вузах и имеющих возможность прослушать лекции в филиале Высшей школы Киркенеса, работа школы направлена и на обучение предпринимателей, как на территории Норвегии, так и в России. Несколько лет назад, например, подобные бизнес-курсы прошли в Заполярном: лекции читали норвежские преподаватели. Ещё одним немаловажным пунктом сотрудничества является обмен педагогами, которые смогут передать студентам национальные особенности изучаемых дисциплин.
-Мы очень рады, что получили возможность провести эту встречу, – сказал руководитель Кампуса Киркенеса Международной Баренцшколы Петер Фишер. – Цель нашего визита сегодня — возможность пригласить студентов и педагогов из России, которые могли бы преподавать дисциплины, связанные с особенностями общественной жизни, маркетинга, бизнес-культуры и нюансами жизни в приграничном регионе для наших студентов, в числе которых ребята их Норвегии, Финляндии, России. Это замечательная возможность обучения и для студентов Печенгского района, тем более что мы всегда считали российских учащихся очень заинтересованными и мотивированными людьми.
Эта встреча поможет разработке проекта сотрудничества, даст возможность собрать мнения сторон, определить его сильные и слабые стороны, выработать чёткий набор взаимных желаний и согласовать точки соприкосновения. Поскольку работа над проектом сотрудничества только начинается, нам особенно важно знакомство с участниками совместной деятельности; мы хотели выслушать ваши предложения, касающиеся дальнейшего сотрудничества. Не менее важным направлением предстоящей работы будет являться экономическое сотрудничество, бизнес-сотрудничество, сотрудничество в области туризма, необходимым условием для чего и является необходимость получения знаний об особенностях общественной и экономической жизни соседних стран.
Презентация вызвала у присутствующих массу вопросов, касающихся предполагаемого сотрудничества. Руководители учебных заведений в связи с предстоящей возможностью обмена студентами интересовались вопросом преодоления языкового барьера, а так же экономической стороной дела, уточняли возможность проживания студентов в Норвегии и доставки студентов на занятия. Кстати сказать, в этом плане наш приграничный Печенгской район находится в более выгодном положении чем, например, Мурманск — на занятия ребята могли бы ездить каждый день, и потребности в общежитии, на проживание в котором и приходится большая часть расходов студентов из более отдалённых районов, не возникло бы.
-Сегодня, в момент становления Печенгского политехнического техникума, воплотить предлагаемые идеи довольно сложно, — отметила директор ППТ Елена Будахина. – Пока у нас просто нет студентов, подходящих под проект по возрасту. Однако уже в следующем году ребята могли бы претендовать на получение образования в Высшей школе. Конечно, большим препятствием для нас станет языковой барьер, ведь сегодня дети не владеют английским в том объёме, чтобы без дополнительной подготовки слушать на нём лекции по разным предметам. Вариантов решения этой проблемы может быть много — можно, например, организовать факультативное обучение детей языку. В общем же, мы очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
-Сегодняшняя встреча состоялась в рамках соглашения о сотрудничестве и планом сотрудничества между коммуной Сёр-Варангер и Печенгским районом, установленным на 2008-2009 годы, – рассказала начальник отдела международных отношений администрации района Татьяна Базанова. – Мы услышали много интересных идей, и теперь посмотрим, что можем сделать вместе. Проект интересен и важен тем, что в результате его воплощения мы получаем общее образовательное поле. Эти связи способствуют росту нашего имиджа в глазах всего региона. Однако есть два момента, которые могут стать сдерживающими — это язык и проблема финансирования. И мне кажется, что второй вопрос решается даже легче, чем первый, поскольку владение нашими педагогами и студентами английским языком на достойном уровне является одним из условий участия в проекте.
М. Фёдорова