Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Орлы
В 1956 году железнодорожная ветка на север от Мурманска заканчивалась станцией Печенга. Согласно планам дальнейшего строительства, станция Луостари считалась «нулевым километром», будущий ж/д вокзал в новом городе Заполярный был обозначен как 20-й км пути, а вокзал в Никеле — как 46-й.

-Каждый день о ходе строительства железной дороги докладывали «наверх», – рассказывает мне ветеран труда, ветеран Печенгского района Владимир Александрович Курошев. – Вопросы там ставились жёстко: почему за сутки уложено не 200 м полотна, а 150? То, что прокладывалась «железка» не по равнине, а среди скал и болот Крайнего Севера, во внимание не бралось. Местами рельсы повисали в воздухе, т. к. балласт укладывали после, главное — рапорт. Перевыполняли всегда, когда могли.

В составе строительно-монтажного поезда (СМП) №252 мужская бригада Евгения Васильева, в составе которой работал Курошев, была ведущей, и могли эти ребята очень многое. Они являлись главными: «шили пути», то есть укладывали шпалы и рельсы. Причем чаще всего доставляли их на место на своих плечах.

-Дорог не было, – улыбается Курошев, – а вот здоровье было. В полном смысле слова про ребят одно можно сказать — орлы. Эдуард Васильев, Анатолий Никаноров, Сергей Свеклинин, Владимир Иванов, Владимир Прокофьев, Константин Гавлуш, Иван Ионов, Владимир Гурин, Владимир Федорака — его ещё «золотые руки» звали. Просто геройство проявляли. Работали по колено, по пояс в болоте, потом опять скала. Где шутка, где «оборот» покрепче… Короче, энтузиасты. Нормы перевыполняли с лихвой.

В 1956 году Володя Курошев пришел в состав знаменитой бригады не зелёным новичком. К этому времени он имел опыт военного строителя и удостоверение взрывника.

-«Ручная» была работа, – шутит он. – Мешок взрывчатки в 40 кг на плечи, ломы, лопаты, и — готовить шурфы под опоры. И когда я после демобилизации стал путейцем, трудности не пугали. Укладку полотна вспоминаю как самое яркое время в жизни. Тогда и получил значок ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику».

Курошев проработал в СМП до 1968 года. По его словам, их бригада имела высокую квалификацию:

-Умели делать всё. На путях комбината нам уже поручали строительство железнодорожных стрелок.

К тому времени Владимир Александрович окончил вечернюю школу и техникум. Хотелось работать по специальности, и он перешёл на комбинат «Печенганикель». Трудился в разных цехах, но везде оставил о себе впечатление добросовестного, умелого и очень ответственного работника. За эти годы он заработал ещё немало трудовых наград.

-Чемодан грамот, – смеётся ветеран. – К каждому празднику отмечали и ещё по итогам квартала и года.

Немалое число наград получено Владимиром Александровичем и за постоянную общественную деятельность. В молодости вёл комсомольскую работу, позднее был наставником молодежи и судебным заседателем, инспектором по охране труда и технике безопасности. Но главная его любовь всегда принадлежала природе Севера, поэтому, начав с молодости, по сей день активно работает Курошев в обществе охотников. Благодаря его аккуратности и ответственности («навыки военного писаря» — как говорит он сам), после множества реорганизаций наведён порядок в документах и собирании взносов. Постоянные походы на рыбалку и охоту помогают держаться в отличной физической форме. Правда, в ледяной воде, как было по молодости, Курошев уже не купается, но зарядка для него обязательна до сих пор.

Пенсионные годы для четы Курошевых (Наталья Алексеевна тоже числится в числе первостроителей, через пару лет семья отметит золотую свадьбу) не стали в тягость. Радуют дети и внуки. Много чего было в долгой и славной жизни ветеранов, но самым ярким событием своей жизни считает Владимир Александрович работу на строительстве железной дороги.

 
С. Светленко

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru