Чтобы дружить, соседи должны быть хорошо знакомы друг с другом, поэтому дважды в год дети и взрослые встречаются в рамках культурного обмена. Каждый раз эти встречи оказываются интересными и полезными для обеих сторон. Таким же оказался недавний трехдневный визит в наш район норвежских школьников.
В состав группы входили 10 детей, их педагоги и родители, а также представители «Центра здоровья» коммуны Нессиби Лидия и Турлейф Микельсен. Принимающая сторона постаралась использовать время общения с максимальной пользой. Руководителем визита была директор школы №5 Н.Н. Сидорова.
Весь первый день «соседи по границе» провели в поселке Печенга. Встреча и знакомство гостей и хозяев состоялись в школе, а затем всех пригласили в библиотеку, где познакомили с книжной выставкой о традициях, культуре и быте печенгских саамов. Гости живо интересовались всеми краеведческими материалами, особенно фотографиями, поскольку в группе оказалось несколько саамов, чьи бабушки и дедушки жили на территории нашего района. Вечер этого дня был отдан ещё более тесному общению норвежцев и русских: гостей пригласили поужинать в семьях жителей Печенги.
Очень насыщенным по впечатлениям был, по выражению одного из гостей, «второй день в России». Делегацию из Нессиби принимал Дом детского творчества г. Заполярный. Встречая гостей, заместитель директора ДДТ-2 Ж. Паюл сказала:
-Сегодня на улице мороз, а у нас в доме творчества – атмосфера тепла и уюта, и мы предлагаем вам раствориться в ней.
Хозяева постарались максимально вовлечь гостей в совместные творческие занятия, и, несмотря на языковой барьер, им это полностью удалось.
Начали с работы в кружке мягкой игрушки. Под руководством преподавателя кружка Л. Лазаревой делали «Владимирскую столбушку» - маленькую куклу непривычного вида. «Кукла,- переводит для гостей Е. Коновалова, - подобие человечка, отражение верований и традиций любого народа».
Так случилось, что первой в «мягкую игрушку» попала группа, состоящая только из мальчиков. Представьте, как нужно вести занятия, чтобы 11-12 –летние мальчишки за полчаса из незнакомых заготовок создали куклу!
Взрослые и дети, русские и норвежцы за одним столом, языковой барьер не мешает, поскольку все объясняют руки руководителя. Обернуть белый лоскуток вокруг кусочка березовой коры, завязать ниткой — получились голова и руки; надеть юбочку (лоскут), повязать фартучек (еще один цветной лоскут), на голову – платочек (тоже лоскуток), повязать поясок из разноцветных ниток. И вот, без ножниц, ниток и иглы получается чудесная самодельная «девочка», оберег, сделанный собственными руками и тут же полученный в подарок.
Поскольку в дверях стоит следующая группа детей, мальчики, держа в руках «столбушки», идут в студию «Мукосолька». Здесь они будут лепить символ наступившего года – мышку. Оказывается, как это просто, когда все показывает руководитель Н. Дука. Скатать «морковку» из соленого теста, нажать на неё ладошкой, и — туловище мышки готово. Посложнее сделать детали: ушки, хвостик, лапки, но дело движется, и вот на картонную тарелочку усаживается веселый зверек. На всех лицах – восторг.
Бережно держа свои поделки, гости переходят в следующую студию – музыкальную, где их встречают солистки и руководитель ансамбля «Земляниченка» С. Земчихина. Гостям показывают приемы игры на народных инструментах: деревянных ложках, бубнах, трещотках, и вовлекают в общий хоровод. Вначале робко, а потом увереннее и четче норвежцы повторяют танцевальные фигуры. Затем гостям преподносят сюрприз: песню на их родном языке, которой они с удовольствием подпевают.
В заключение хозяева дарят новым друзьям самодеятельный концерт. Песни, сценка о современных Ромео и Джульетте, арабские танцы, выступление ансамбля «Ручеек», совместные пение и танцы очень понравились гостям, вызвали улыбки и аплодисменты. На память Дому творчества остаются подарки от директора норвежской школы Лайлы Смук и руководителя «Группы здоровья» Т. Микельсена.
После этого, похожего на яркий праздник мероприятия, для гостей из Норвегии была организована поездка в Корзуново, в музей Ю. Гагарина. Но и это еще не все.
В печенгской школе были проведены 4 совместных мини-урока. Ученики занимались информатикой, рисовали, разминались на физкультуре, мастерили поделки на «трудах». В заключение состоялся «вечер дружбы» за самоваром, где все общались, уже зачастую обходясь без переводчиков. Обе стороны остались очень довольны встречей. Общее решение: дружбе – продолжаться!