11 октября 1944 года при наступлении наших войск на Печенгу Анатолий Фёдорович Бредов пал смертью храбрых. О его последнем бое рассказал в воспоминаниях о Великой Отечественной войне оставшийся в живых однополчанин Анатолия Герой Советского Союза Никита Егорович Ашурков.
10 октября после длительного маневра подразделения полка вышли в тыл противника в районе дороги Титовка — Петсамо и перекрыли отход отступающим частям 19-го горнострелкового корпуса. 11 октября на склоне высоты Придорожная основной напор немцев сдерживало пулемётное отделение сержанта Бредова. Егеря атаковали беспрерывно, пытаясь сбить огневую точку. Один за другим гибли бойцы. Кончились патроны, замолк пулемёт. Оставшиеся в живых командир расчёта Бредов и наводчик Н. Ашурков отбивались гранатами, потом, окружённые врагами, последней гранатой подорвали себя и пулемёт. Ашурков чудом остался жив.
24 марта 1945 года Анатолию Фёдоровичу Бредову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В честь его подвига в 1987 году на сопке Придорожной на 2 км дороги Спутник-Титовка был водружён обелиск: разорвавшаяся граната взметнула в небо свои осколки.
Сегодня это проржавевший постамент, проржавевшие стрелы взрыва, облупившиеся красные звёзды...
В гораздо худшем состоянии ещё один памятник, расположенный на 19 км дороги Линахамари-госграница.
Это обелиск, установленный в честь освобождения в 1944 году Петсамо (Печенги) от немецко-фашистских захватчиков. На его лицевой стороне укреплён макет ордена Отечественной войны, а под ним — полный текст приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина генералу армии Мерецкову и адмиралу Головко в связи с освобождением Печенги, датированный 15 октября 1944 года.
Обелиск этот уникален по многим причинам. Во-первых, дата его сооружения — май 1945 — победный май! Вдумайтесь: люди, только вздохнувшие свободно после страшной войны, восстанавливающие разрушенное металлургическое производство, практически заново строящие города и посёлки, нашли возможность, силы и время возвести столь значительный монумент! Во-вторых, много ли сохранилось таких памятников, где можно увидеть подпись Сталина? И, в-третьих, за освобождение Печенги Москва салютовала двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий, а одно из оставшихся подтверждений этому — здесь у нас, на мемориальной доске монумента.
К сожалению, ещё немного времени, и мы лишимся этого уникального обелиска. Уже сейчас его стенки почти полностью осыпались, разрушены ступени, ведущие к его подножию, повалены тумбы ограждения, территория вокруг захламлена пластиковыми бутылками и мусором...
Ещё в 2006 году по заказу комитета по культуре и искусству Мурманской области была произведена инвентаризация имеющихся в Печенгском районе памятников, относящихся к объектам культурного наследия. К сожалению, на этом дело и закончилось.
На сегодняшний день в связи с разделениями полномочий между поселениями и муниципальным районом эти памятники оказались на территории муниципального образования городское поселение Печенга. По сути, за их сохранность ответственности сегодня никто не несёт. И все это несмотря на то, что рядом с этими двумя обелисками стоят воинские части. Да и властям городского поселения, видимо, не до таких «мелочей».
Но мы-то люди, несмотря на все наши сегодняшние проблемы, мы люди, живущие сегодня здесь только потому, что тогда, 64 года назад, погибали они, молодые мальчишки. И сохранить об этом память в наших силах.
«Умирая, они верили, что Родина их не забудет» — так гласит надпись на братском кладбище защитников Среднего и Рыбачьего.
О. Погорецкая.
P.S. На днях стало известно, что этой проблемой начала заниматься председатель комитета по управлению имуществом муниципального образования Печенгский район Л.В. Комарова, и появилась надежда, что у памятников появится заботливый и рачительный хозяин. Нам очень хочется на это надеяться.