Педагогов – участников традиционного в начале учебного года совещания работников образования Печенгского района в этом году принимала СОШ № 3 п. Никель. Надо отдать должное администрации и ученическому коллективу школы, которые всегда проявляют к гостям максимум радушия и внимания.
В этом году на педагогическом форуме разговор шел об итогах работы в 2006/2007 учебном году и о путях реализации комплексного проекта модернизации образования Печенгского района на период 2007-2009 гг.
Обсуждение вопросов повестки дня предварили два приятных момента: выступление танцоров Дома детского творчества п. Никель, продемонстрировавших великолепное владение искусством бального танца, и вручение почетных грамот отдела образования администрации педагогам школ и работникам дошкольных учреждений района, активно внедряющим инновационные образовательные программы.
В докладе, предложенном вниманию присутствовавших начальником отдела образования Жанной Прокофьевой, прозвучали цифры, свидетельствующие о том, что в районе трудится немалое количество педагогов, стремящихся к творчеству и интересным задумкам. Свои достижения и наработки некоторые из них выносят на суд коллег, участвуя в различных конкурсах. Так, в 2007 году в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие пять педагогов общеобразовательных школ района. А участницей конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, стала школа № 19 города Заполярного.
Свою самобытность и неординарность педагоги продемонстрировали и в ходе конференции. Заявленные доклады по самой разнообразной тематике были представлены не в форме скучного перечисления достижений и наработок, а живо, ярко, энергично и, самое главное, с большим вдохновением и верой, что предлагаемые проекты коллеги воспримут не просто информативно, а с желанием стать единомышленниками в увлекательном и интересном процессе созидания чего-то нового.
Тем более что возможностей для дальнейшего развития как учительского, так и детского коллективов с каждым годом становится все больше. На сегодняшний день все 14 общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет. В летний период нынешнего года закуплены и установлены 3 компьютерных класса в СОШ №№ 3, 20, 22, а мультимедийные проекторы – во все школы города Заполярного и поселка Никель. По проекту «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием» за счет средств федерального бюджета (492 000 руб.) комплектом оборудования для кабинета химии оснащена школа № 9, а школа № 19 – интерактивной доской. Муниципальный бюджет выделил 700 000 рублей на приобретение оборудования для кабинетов химии школ района, 774 000 рублей затрачены на покупку школьной мебели.
Следует сказать, что в последние годы финансирование мероприятий, обеспечивающих материально-техническое состояние образовательных учреждений, увеличилось в разы. В этом году на проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях из местного бюджета выделен 31 млн. рублей, из которых 11 млн. были направлены в МОУ СОШ № 5 п. Печенга. 16,8 тыс. рублей пошли на установку пожарной сигнализации в ДОУ, внешкольных учреждениях, приобретение специального оборудования (огнетушители, пожарные рукава), на благоустройство территорий детских садов (приобретены 2 детских городка) и многое другое. Эти средства выделены в рамках реализации региональной целевой программы «Комплексная безопасность объектов образования на 2007 год».
Приятных моментов и положительных изменений в жизни школьных коллективов в минувшем учебном году было немало. Но, как отметила в выступлении начальник отдела образования, есть и ряд проблем, которые необходимо решать, желательно в самое ближайшее время. В основу нынешней деятельности учителей закладывается реализация комплексного проекта модернизации образования Печенгского района, который рассчитан на 2007-2009 годы.
Пока к процессу модернизации отношение наших учителей осторожное и его горячих сторонников немного. Одни относятся к ней настороженно, другие скептично, третьи недоуменно, четвертые и вовсе враждебно. Почему? Потому что для большинства новое – это всегда тревожно.
Радует одно: в последнее время все чаще появляются публикации, в которых идеологи модернизации излагают ее концепцию четче, последовательнее, а главные тезисы не размываются в общих словах. Наконец-то становится понятно, почему набор программ подобной направленности решили назвать именно модернизацией? Как объясняют сами авторы, модернизация – потому что не реформа. Ведь реформы предполагают решительные перемены. Зато модернизация – что-то вроде усовершенствования, движение с опорой на лучшие из имеющихся традиций.
Наталья Николаевна Карпенко, заместитель председателя комитета по образованию Мурманской области, постаралась донести до участников конференции суть предполагаемых нововведений и изменений, заложенных областным Правительством в концепции модернизации.
-Сегодня модернизация – это не самоцель набора мероприятий, — сказала она. — Это живой механизм, которому для движения вперед необходимы дальнейшие изменения в управлении, содержании образования и новая система оплаты труда. Причем она должна находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности труда.
В связи с этим в предстоящие два года планируется провести реструктуризацию сети образовательных учреждений района, которая будет проходить по различным направлениям. Прежде всего, в Заполярном и Никеле будут созданы ресурсные центры и базовые школы, реализующие программы профильного обучения на старшей ступени образования. И этот шаг вполне оправдан, поскольку с 2009 года Единый государственный экзамен переходит в штатный режим.
В поселке Спутник планируется строительство средней школы-сада, изменится вид отдельных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования в учреждения основного общего образования, то есть с 1-го по 9-й класс.
-Сразу хочу сказать, что никаких решений по закрытию школ в течение 2007/2008 учебного года не будет, — заявила Наталья Николаевна. — Год мы должны отработать абсолютно спокойно и определиться в варианте развития общеобразовательных учреждений, где будут созданы оптимальные условия для реализации и осуществления образовательного процесса.
В заключение Н. Карпенко выразила надежду на совместную плодотворную деятельность и взаимопонимание и поздравила учителей с профессиональным праздником.
Лариса МАЙСКАЯ