69-я морская стрелковая бригада под командованием полковника Ев-менова прибыла в Заполярье в начале октября 1944 года. К этому времени у нас был накоплен большой боевой опыт. Бригада успешно участвовала в проведении Свирско-Петрозаводской наступательной операции и освобождении республики Карелия.
Прибыли мы на станцию Кола под Мурманском и поначалу были определены в состав 14-й Армии, занимавшей оборону в так называемой Долине Смерти.
Однако вскоре было получено боевое задание, которым предусматривалось совершение 69-й бригадой совместно с некоторыми другими частями марш-броска по лесисто-болотистой местности в направлении посёлка Луостари с захватом находящегося там немецкого аэродрома, с последующим выходом через посёлки Петсамо и Никель к государственной границе с Норвегией.
Взятие аэродрома в Луостари имело важное стратегическое значение. Взлетавшие с него немецкие самолёты бомбили Мурманск, железную дорогу, а также караваны судов, доставлявшие вооружение и продовольствие от наших союзников. Кроме того, последующее взятие Печенгско-го (Петсамского) района с его никелевыми рудниками лишало немецкое командование важнейшего стратегического сырья для военной промышленности.
Наш переход к Луостари в обход немецких позиций был чрезвычайно сложным. Шли с полной выкладкой по каменистой болотистой тундре, неся на своих плечах личное оружие, пулемёты и миномёты в разобранном виде, боеприпасы и минимальное количество продовольствия. И только тяжёлые миномёты и разобранные 45-милиметровые орудия везли вьюками на лошадях.
Шли в основном в тёмное время суток, соблюдая строжайшую светомаскировку, поскольку в небе постоянно находились вражеские самолёты-разведчики, так называемые «рамы». Уставшие бойцы скоро избавились от противогазов и постепенно освобождались от продовольствия. На границе аэродрома пришлось форсировать реку Петсамо-йоки, предварительно разведав возможность переправы.
Немцы, не ожидая нашего появления с этой, казавшейся им неприступной стороны, открыли беспорядочный огонь, в основном из зенитных орудий и пулемётов. Но поскольку оборона немцев на данном участке предусматривала отражение наших самолётов, большинство снарядов были трассирующими и создавали в небе настоящий фейерверк.
Учитывая внезапность и место нашего нападения, аэродром был взят нами без особых потерь. Немцы в панике отступили, оставив нам в качестве трофея склады с военным имуществом и продовольствием, чем мы не преминули тут же воспользоваться. Кроме того, налётном поле осталось несколько самолётов противника.
Уставшие, промокшие, голодные бойцы, запаслись немецким продовольствием (не исключая и спиртного) и, расположившись в многочисленных воронках, развели костры, чтобы просушить обмундирование и наконец-то поесть. Много пришлось потрудиться командованию, чтобы обеспечить надлежащую оборону взятого аэродрома.
Луостари был освобождён 12 октября 1944 года, а уже 15 октября нашими войсками в составе 127 лёгкого стрелкового корпуса, состоящего из 69-й и 70-й морских стрелковых бригад, была освобождена важная военно-морская база и мощный опорный пункт обороны врага Петсамо (Печенга).
В этот день Москва салютовала освободителям Печенги. Среди частей, удостоенных почётного наименования «Пе-ченгская», была и наша 69-я морская стрелковая бригада.
Следующей боевой задачей, стоящей перед бригадой, было освобождение никелевых рудников и самого посёлка Никель. Наступление началось утром 18 октября. Мы с трудом передвигались по заболоченной тундре, к тому же разыгралась непогода: небо затянуло облаками, дул пронизывающий ветер, сопровождавшийся снежными зарядами. Днём 20 октября корпус достиг сопки с отметкой 250 метров. Прикинули по карте, что за ней должен быть путь на Никель и проходящая от него дорога на Сальмиярви.
Поднявшись по крутым скалистым склонам сопки на её гребень, бойцы обнаружили внизу скопление строений, как потом выяснилось, оказавшихся немецкими корпусными складами с продовольствием и ремонтными мастерскими. Буквально скатываясь с горы, подразделения бригады обрушились на незначительную охрану складов. Немцы в панике бежали.
Однако вскоре появились немецкие автоматчики, пытавшиеся взять нас в окружение. Эту атаку удалось отбить, но немцы успели поджечь склады, горевшие потом почти двое суток. Вскоре в этот район к противнику подошло подкрепление — большой отряд горных егерей. В бою с ними наши подразделения понесли значительные потери. Но наступление советских войск продолжалось. Район никелевых разработок был взят в полукольцо частями 31-го и 127-го корпусов, в состав последнего входила и 69-я морская стрелковая бригада. Немцам же пока удавалось удерживать в своих руках дорогу на Сальмиярви. Упорный бой продолжался весь день 20 октября, пока не вступила в действие наша бомбардировочная авиация.
В 2 часа ночи 22 октября 1944 года, прердолев проволочное заграждение и минные поля, на южную окраину Никеля ворвались подразделения 69-й морской стрелковой бригады. В 5 часов утра с северо-запада посёлок атаковали два батальона 367-й стрелковой дивизии, а с юго-востока вступили в бой батальоны 1219-го полка этой дивизии. К 9 часам утра весь район никелевых разработок и посёлок Никель были полностью очищены от противника.
Вечером 22 октября Москва вновь салютовала в честь одержанной победы.
Боевые заслуги 69-й морской стрелковой бригады в разгроме немецко-фашистских войск в Заполярье увековечены мемориальной доской, установленной в районе посёлка Никель на сопке «Лысая» по инициативе совета ветеранов и администрации Печенгского района.
Совет ветеранов 69-й Печенгской Краснознамённой орденов Красной звезды и Богдана Хмельницкого II степени морской стрелковой бригады до сих пор поддерживает связь с советом ветеранов Печенгского района, ветеранами войны и труда, молодёжью.
Кррме того, молодое поколение может ознакомиться с историей 69-й бригады в историко-краеведческом музее в Никеле, где собрана хорошая экспозиция, а также в районной библиотеке, где есть книги о боевом пути бригады, написанные её ветеранами.
А. Смирнов,
председатель совета ветеранов 69-й Печенгской морской стрелковой бригады
С уважением Никельский поисковый отряд "ОМЕГА"