Фестиваль открыли начальник управления образования Печенгского района Ж.В. Прокофьева и директор принимавшей школы №19 Е.А. Иванова. Они приветствовали участников и пожелали им уверенности в себе и успешных выступлений. После этого юные исследователи разошлись по своим секциям.
Презентации творческих работ проводились по пяти номинациям: филология, естествознание, общественные науки, краеведение и математика. Впрочем, краеведческие работы были представлены достаточно часто, что порадовало организаторов: по словам руководителя секции общественных наук Л.А. Прокофьевой, это говорит о любви детей к своей малой родине и чувстве патриотизма. Все работы были представлены в форме доклада или отчета об эксперименте, причем их уровень был вполне современным: при защите использовались слайды, рисунки, чертежи и схемы.
Представленные исследования были как индивидуальными, так и групповыми. Согласно требованиям фестиваля, большинство участников выбрали актуальные и практически значимые темы.При этом многие предложили неожиданные и оригинальные способы применения теории в практике. Вот что сказала по этому поводу Ж. Прокофьева:
-Я просто в восторге от ребячьих выступлений на сегодняшних презентациях. Причём, младшеклассники проявили свои творческие способности ничуть не хуже старших ребят. Особенно поражает умение участников применить теоретические понятия в решении местных проблем. Примером такой работы является проект Ани Ушаковой и Льва Жирникова из школы №11 пос. Раякоски «Линейная функция как математическая модель». И я поддерживаю решение народного жюри о присуждении им приза зрительских симпатий в секции математики.
По положению на защиту индивидуального проекта отводилось 5 минут, группового – 10 минут. Жаль, что здесь невозможно перечислить все направления ребячьих исследований. Филологи, например, докладывали о влиянии техники чтения пятиклассников на усвоение тем по математике, а также о субкультуре готов. О применении ветроэнергетических установок в условиях Печенгского района и о влиянии темперамента учащегося на его учебу говорили в секции естествознания. Школьная математика и предпринимательство было темой исследования в номинации «Математика». Типы рыночных структур, а также исследование исторического выбора России – вот темы из секции общественных наук. Юных краеведов интересует как прошлое – «Кто такие пионеры?», так и будущее своей малой родины: «Горные породы и минералы Кольского полуострова». Выступления были настолько интересными, что в секциях не раз звучали аплодисменты слушателей.
По окончанию фестиваля все участники получили дипломы. Появятся и электронные версии их работ. Кроме того, народное жюри определило в каждой секции объект зрительских симпатий.
Среди юных филологов зрительские симпатии завоевало исследование «Какая валюта самая популярная в мире?», представленное на английском языке пятиклассниками шк. №9 Дианой Саликовой и Иваном Мордвинцевым (руководитель Л. Шелковская). В секции «Общественные науки» этим призом отмечена работа ученицы 11А из школы № 22 Дарьи Панкратовой «Война глазами детей» (руководитель М. Павлова). В секции краеведовзрительские симпатии были отданы презентации учеников 4 класса школы №19 «Как наши мамы и папы были октябрятами?» (руководитель Н. Хливнюк). За исследование темы «Муравей – друг или враг леса?» зрительское жюри секции «Естествознание»отметило трио второклассников из школы №15 (руководитель Е. Смутчак). Все отмеченные этими призами получили в подарок замечательные книги.
Фестиваль понравился всем участникам. По мнению педагогов, это был праздник знаний и творчества детей. Ведь в ходе работы над проектами и их защитой ребята учатся ставить задачи и искать пути их решения, делать собственные выводы, защищать свою точку зрения, проявлять эрудицию и красноречие. Все это просто необходимо в современном мире. Особенно полезны такие выходы «на район» для учащихся из отдаленных школ. Кроме того, фестиваль способствовал выявлению и поддержке педагогов-энтузиастов. Он стал основой для совершенствования методики и организации исследований для выхода на следующий уровень: областной, региональный и российский.
Все участники отметили прекрасную организацию такого непростого мероприятия. Таким образом, все задачи фестиваля были решены. Подводя итоги, Ж.В. Прокофьева сказала:
- Этот фестиваль мы расцениваем как тренировку перед областным мероприятием: региональным фестивалем школьных исследовательских работ. В прошлом году мы стали третьими в области, но и участников было маловато. Нынче же запланировано массовое участие юных исследователей.
-Очень большое значение имеют подобные мероприятия для всего района, — продолжила начальник управления образования. — Школа №19 стала базой фестиваля далеко не случайно — ведь она является ресурсным центром для старшеклассников города, обеспечивая профессиональное самоопределение, и раннюю профориентацию юного поколения. Несомненно, что фестивали и конкурсы, подобные этому, помогают в выполнении таких важных задач.