В настоящий момент жители Печенгского района горячо обсуждают поправки в Устав Печенгского района, предложенные районными депутатами. Есть у этой инициативы как горячие сторонники, так и столь же непримиримые противники. Однако в пылу дискуссий по поводу целесообразности отмены института проведения прямых выборов главы муниципального района и замещения должности главы районной администрации профессиональным управленцем все почему-то забывают о том, что на дворе 2010-й, а не 2005 год.
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» коренным образом изменил всю систему организации муниципальной власти, установив поселенческую модель территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации. И если до вступления в силу данного Федерального закона на территории Печенгского района существовало только одно муниципальное образование — Печенгский район, то теперь таких муниципальных образований пять. Четыре муниципальных образований первого уровня: три городских поселения, одно сельское. И одно муниципальное образование второго уровня — Печенгский муниципальный район.
Изменение территориальной модели повлекло и перераспределение властных полномочий. Теперь все основные местные вопросы по обеспечению жизнедеятельности населения, будь то теплоснабжение, благоустройство населённых пунктов, организация коммунального хозяйства, функционирование спортивных и культурных учреждений — решаются уже не районными, а поселенческими органами местного самоуправления. По сути, в компетенции муниципального района осталась только организация первичной медицинской помощи и общедоступного образования.
Кроме того, федеральный законодатель, установив двухуровневую систему местного самоуправления, в настоящий момент усиливает роль представительных органов публичной власти, отдавая им явное предпочтение перед исполнительными.
Последние поправки в Федеральный закон №131-ФЗ наделили данные органы широкими полномочиями в части осуществления контроля за деятельностью главы муниципального образования и исполнительной ветвью власти. Теперь депутаты имеют право удалять высшее должностное лицо муниципального образования в отставку при наличии достаточно широкого спектра оснований. Таким образом, Совет депутатов Печенгского района наделён федеральным законодателем не только традиционными для представительного органа полномочиями, как-то: принятие районного Устава и внесение в него изменений, осуществление правового регулирования в сфере решения районных вопросов местного значения, – но и абсолютно новым для российского муниципального права полномочием по удалению главы муниципалитета в отставку.
Не стоит забывать и о том, что именно представительный орган Печенгского района утверждает решение о районном бюджете, доходная часть которого по-прежнему на порядок выше, чем у бюджетов поселений.
Я думаю, многие согласятся с моим выводом о том, что в настоящий момент именно районный Совет депутатов, по сравнению с другими органами муниципальной власти, обладает наибольшими возможностями по влиянию на социально-политическую обстановку в Печенгском районе.
К сожалению, далеко не всегда районные власти прислушивались к мнению поселений. Все помнят решения районного Совета депутатов, которые через какое то время обременяли бюджеты муниципалитетов первого уровня.
Я не думаю, что подобная система взаимоотношений между районными и поселенческими ветвями власти идёт на пользу населению. Следовательно, её необходимо ломать и выстраивать новую. Тем более такую возможность федеральный законодатель допускает.
В соответствии с подпунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьёй, если за такое решение проголосуют не менее двух третей представительных органов поселений, расположенных в границах муниципального района.
Применительно к Печенгскому району указанный порядок формирования представительного органа муниципального района будет выглядеть следующим образом.
Районный представительный орган будет состоять из 16 депутатов. Каждое поселение делегирует по четыре своих представителя: главу поселения и трёх депутатов поселенческого представительного органа.
Новый порядок вступает в силу с момента прекращения полномочий действующего Совета депутатов Печенгского района.
Глава муниципального района, если срок его полномочий к тому моменту не истёк, в независимости от порядка его избрания отправляется в досрочную отставку, а новый — избирается из состава вновь сформированного представительного органа муниципального района.
По моему мнению, описанный способ формирования Совета депутатов Печенгского района имеет преимущества по сравнению с имеющимся.
Во-первых, районные депутаты не будут так оторваны от населения, так как прежде всего будут являться поселенческими должностными лицами.
Во-вторых, поселенческие органы местного самоуправления будут иметь реальную возможность на своей территории решать весь комплекс вопросов местного значения в независимости от их законодательно установленной подведомственности.
В-третьих, снизятся материальные затраты на проведение выборов в районный представительный орган и содержание депутатского корпуса, что в условиях дефицита местных бюджетов является немаловажным фактором.
Стоит отметить, что подобный порядок формирования районного представительного органа имеет свою специфику. В частности, существенным образом претерпевают изменения межбюджетные отношения между муниципалитетами различного уровня.
Поэтому окончательное решение по данному вопросу должно основываться на тщательном анализе всех его плюсов и минусов, проведённом каждым из четырёх поселений Печенгского района.
В заключение я хочу привести следующие статистические данные.
Если в 2005 году на территории Российской Федерации функционировало только 98 представительных органов муниципальных районов, сформированных из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, то на 1 января 2010 года таких было уже 199, что составило почти 11 процентов от общей численности представительных органов муниципальных районов.
Р. Терехов,
глава муниципального образования сельское поселение Корзуново.
P. S. В 2009 году подобная инициатива в Печенгском районе уже выдвигалась, но тогда поддержки среди поселений она не нашла. В 2010-м время её реализации, возможно, пришло?