Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
14.10.2009 Выпуск 2167 | Никель | Е.Жигалова
«Мой трудный край у северных морей!..»

«Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую нам послал Господь». Эти слова А.С. Пушкина звучат ныне и как завещание нам, и как упрек – то и дело перестраивая Россию, мы стали забывать о ее славном прошлом, в суете современности все реже и лишь мельком оглядываемся назад. И удивляемся: почему мельчают наши души, почему мы забываем свое родство, почему, перефразировав слова известной некогда песни, раньше думаем о себе и только потом о родине, или вовсе ее не вспоминаем?

А ведь патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет, не ждать, что он появится в сердцах сам по себе. Наша великая литература, наша отечественная история – это неиссякаемые источники воспитания патриотизма и в школе, и дома. Но есть ещё один источник, которым мы редко, от случая к случаю, пользуемся, хотя, на мой взгляд, именно с него надо начинать воспитывать любовь к родине. Этот источник – краеведение, в начале прошлого века так и называвшееся – родиноведение.

Спросите у любого учителя, и он вам подтвердит, что лучше всего усваивается тот материал, который вызывает интерес. В этом отношении краеведение, при умелой его подаче, вполне может стать одним из любимых школьных предметов: кому не интересно знать не историю вообще, а прошлое родного края, судьбы замечательных земляков, обычаи и нравы своих прямых предков? Тем более, когда ты сам можешь дополнить рассказ учителя сведениями, полученными от родных и близких, от соседей и знакомых, отыскать неведомые ранее материальные свидетельства прошлого, наглядно дополняющие школьный урок, то есть из пассивного потребителя знаний превратиться в активного участника краеведческого процесса.

23 сентября в центральной районной библиотеке собрались те, для кого история нашего края не пустой звук, – участники конкурса «Краевед Мурмана-2009», проводимого среди школьников района Печенгским межпоселенческим библиотечным объединением, и компетентное жюри. Члены жюри уже были ознакомлены с полными работами участников, а для гостей каждый из юных исследователей представил краткий вариант своего труда.

Одним из самых интересных было выступление Екатерины Онищенко из средней школы № 23 посёлка Лиинахамари. О своём посёлке девушка и рассказала: о его сложной истории с момента основания и по сей день, о его важном значении в годы Великой Отечественной войны, о том, как в 2007 году из посёлка были передислоцированы подводные лодки Северного флота и как после этого опустел Лиинахамари. Но самое важное, что не упустила из внимания Екатерина, – перспективы посёлка.

-Я очень люблю свою малую родину, – объяснила девушка, – и меня интересует, что с ней будет, есть ли будущее у Лиинахамари?

По мнению Екатерины, будущее есть, нужно лишь немного внимания – представители районной и областной власти сейчас ведут разговоры о рекреационном потенциале Печенгского района, об открытии туристического центра на Кольской сверхглубокой и некоторых других новаторских идеях – если хотя бы часть из них будет воплощена в реальности, то Лиинахамари получит «второе дыхание», шанс на совершенно новую жизнь. Для ныне погибающего посёлка это стало бы настоящим чудом.

Кстати, работа другой участницы конкурса из Лиинахамари, Евгении Никитиной, так и называется: «Есть возможность совершить чудо». Женя в ней провела довольно серьёзное исследование по военной истории посёлка.

В последнее время развернулось немало споров о важности изучения истории в деле практикующего краеведения. Собственно, спор возникает не вокруг важности изучения истории, а исключительно вокруг того, что углубленное изучение исторических фактов само по себе подвигнет неподготовленного человека к делу практикующего краеведения. Наверное, стоит разъяснить, чем же отличаются практикующие краеведы от историков.

Историк – человек, кропотливо изучающий прошлое родного (или не родного) края, чтобы удовлетворить свое человеческое или научное любопытство. Собственно, история воспринимается им как самодостаточное явление, комментировать которое или использовать в практике сегодняшнего дня нельзя. Правильный историк воздержится от комментариев и суждений: его задача – произвести «изъём» массива информации, проанализировать его и выдвинуть несколько обоснованных гипотез.

Практикующий краевед – это человек, изучающий историю не как вещь в себе, а как плацдарм для развития нации, этноса, народа, края. Его цель – не прошлое и не любопытство, а настоящее и будущее. Он – творец и комментатор от рождения. Сам по себе массив исторической информации не представляет для него значения, пока в нем нет идеи, смысла. Поиск смысла и есть цель практикующего краеведа.

Вот почему абстрактные массивы исторических фактов не являются достаточной базой для появления класса практикующих краеведов. Можно сколь угодно выкладывать в Интернете исторические тексты, но это не даст краеведческого эффекта, пока в этих текстах не появится ИДЕЯ краеведения.

Практикующее краеведение – не научная историография, а движение души навстречу духовным ценностям, накопленным столетиями. Но эти ценности должны быть выявлены и показаны красочно, наглядно, без «зашумления» информацией, интересной лишь узкому кругу историографов.

Многие участники конкурса «Краевед Мурмана» показали себя не столько краеведами, сколько неплохими историками, умеющими работать с литературой, искать необходимую информацию и облекать её в нужную форму. Так, например, Владимир Матвейчук и Алина Миненко (СОШ № 1) обратились к истории южного берега Кольского полуострова и рассказали нам о деревянных церквях Варзуги. Диана Матвейчук, Дарья Лёгкая и Анна Краслянская из никельской средней школы № 3 продемонстрировали работу «Никель. Лики времени», в рамках которой показали несколько десятков фотографий старого Никеля. Много фотографий, но уже не мест, а людей, было задействовано в работе Дарьи Лесуковой (СОШ № 5, п. Печенга) – её подробное исследование под названием «Они ковали победу!» было посвящено живым и уже ушедшим ветеранам Печенги. Денис Ларионов и Иван Бобкин из той же школы рассказали об истории печенгского «Холма Славы». А учащиеся школы №11 посёлка Раякоски Лев Жарников, Анна Ушакова и Василий Цыпилев исследовали историю памятников, которые можно увидеть на автостраде Мурманск-Никель.

Неплохую работу продемонстрировала ученица СОШ № 19 города Заполярный Анастасия Прокофьева: в своём исследовании она пыталась ответить на вопрос, был ли на самом деле тот самый «погранзнак № 36», существование которого уже обросло легендами, или все рассказы о нём — миф. А Алёна Кондратюк из этой же школы рассказала нам об истории людей, чьими именами названы улицы в населённых пунктах района.

Интереснейшую работу, заявленную в номинации «Литературное краеведение» представили ученики никельской средней школы № 3 Николай Костюк, Алина Контаренко, Дарья Жирёнок, Иван Харитонов и Софья Высоцкая. «Родной край в творчестве поэтов и писателей земли Печенгской» – так ребята назвали своё исследование. Выступление было блестящим, а сама работа – исключительно интересной. Видно, что для её написания участники конкурса «перелопатили» целую гору литературы, – и не зря, исследование получилось действительно хорошим, а его авторы «взяли» первое место в своей номинации.

«Мой трудный край у северных морей!..» – восклицают вместе с поэтом Юрием Войновым авторы «литературно-краеведческого» исследования, и тем, кто сидит в зрительном зале, видно, что это не просто цитата и не искусная актёрская игра, этот крик идёт из самого сердца молодых исследователей. Каждый из них – не только бесстрастный юный учёный, но и восприимчивый, отзывчивый человек, в душе которого каждое поэтическое слово о родной земле находит мощный резонанс.

Разумеется, все работы были достойны признания, так что то, какое место кто из них занял, – лишь условность. Гораздо важнее то, что каждый из них в процессе работы над исследованием многому научился, и не только умению искать информацию и интересно подавать её зрителю, но и, что гораздо ценнее, – думать, сопоставлять, интересоваться. История нашего района не может оставить безучастным того, кто хотя бы раз с ней соприкоснулся. И дети, участвовавшие в конкурсе, явно «не безнадёжны», поколение отнюдь не «потерянное» – этих ребят краеведение уже «зацепило» и вряд ли скоро отпустит. А значит, нам, зрителям (слушателям, читателям), уже можно немного расслабиться и ждать новых открытий.


Е. Жигалова
Фото автора

P.S. Это был районный этап конкурса, и по его итогам наиболее интересные работы направлены для участия в следующем этапе — в Мурманске.


КОММЕНТАРИИ (6)
15.10.2009 01:26 Денис Никель
В работах детей заметен перекос в сторону истории второй мировой войны.

Проблема тут также в том, что у нас, как и у норвежцев, предки не жили на этой земле. Очень жаль, что так мало уделяется внимания саамам. Пусть они генетически не являются нашими прадедами, но мы живём среди тех же скал, ручьёв и озёр. С каждым годом природа нас сближает.

Плохо, что этот компонент краеведения фактически вычеркнут, что практически нет попыток почувствовать саамскую душу, прожившую здесь тысячелетия до нас.
16.10.2009 20:06 Scorpi Никель
Меня всегда занимал вопрос - Почему работы детей оценивает узкий круг людей? Почему не организуются выставки и презентации работ для населения?
Нужно эти работы показывать всем! И принимать участие в обсуждении работ, выбирать лучшие должны все те, кому интересно.
А то есть подозрение, что комиссии подходят к оценке работ предвзято и отправляют работы в область "нужных" детей.
08.12.2009 21:39 Михаил Никель
Здавствуйте. Меня зовут Корниенко Михаил Сергеевич Я тоже представил на этот конкурс работу о фронтовике который был военруком в СОШ №3 в пос Никель, а они на этом собрании даже не вспомнили ни про меня ни про этого фронтовика. Это самое настоящее неуважение не только к тем, кто спас мир от фашизма, но и к тем, кто о них пишет. А тот кто их не уважает, тот является фашистом.
23.01.2010 19:47 Михаил Никель
Здавствуйте. Меня зовут Корниенко Михаил Сергеевич Я тоже представил на этот конкурс работу о фронтовике который был военруком в СОШ №3 в пос Никель, а они на этом собрании даже не вспомнили ни про меня ни про этого фронтовика. Это самое настоящее неуважение не только к тем, кто спас мир от фашизма, но и к тем, кто о них пишет. А тот кто их не уважает, тот является фашистом.
25.01.2010 12:29 Соснов Никель
Михаил, ты уже достал своим гипертрофированным самолюбием.То был конкурс и оценивалось не ПРО кого ты написал, а КАК ты это сделал.Твоя работа тянет на работу разве что первоклассника. Но и ее не забыли.Не надо врать, тебе даже поощрительный приз дали.В библиотеке есть фото, где его тебе вручают.
31.01.2010 11:42 Говор Заполярный
Этот тудный крй...
Друг Серега, на свиданку, нынче я к тебе спешу.
Километры намотали мы с тобою на судьбу.
Дождь осенний размывает на дорогах колею-
По наклонной прокатились мы на жизненном кругу.

Не часы тебе в подарок, у меня в кармане нож
От волкОв обороняться, от решеток оберег.
Он на ваучер получен, не меняй его за грош.
Вот такой вот, понимаешь, я даю тебе совет!

Нас с тобой обворовали ветры буйные страны,
Обещали нам свобуду- получили мы статью.
СеверА нас закалили, заказали нам пути
И по сопкам, по болотам я теперь к тебе бреду.

Были зэки, было время. Мы запомним навсегда
Вкус морошки да болота, как печати, на уста,
А карельские озера так чисты, как та слеза.
Волка вой, как реп, на душу- это Родина моя.

Друг Серега, на свиданку, нынче я к тебе спешу.
Километры намотали мы с тобою на судьбу.
Дождь осенний размывает на дорогах колею-
По наклонной прокатились мы на жизненном кругу.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru