Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Он был истинным воином

«В ту ночь, 19 октября, Назир пошёл в разведку. От выполнения задания зависела судьба полка. С Назиром пошли двое.

...Бездорожье, лес. Перешли болота, ползком подбирались к огневой точке противника. Вся местность простреливалась насквозь. «Не пройдем, – думал Назир, – перебьют». Немецкий пулемёт умолк на минуту. Двинулись дальше. Снова совсем рядом застрочил пулемёт. Не пройти. А нужно, непременно нужно пройти. Хотя бы одному из троих. Необходимо принести командиру сведения о числе огневых точек на кургане. Назир оглянулся. Бинты, промокшие насквозь, кое-как закрывавшие раны, сползли на лоб, мешали. Поправил их машинально. И когда снова тронулись товарищи в путь, обдирая лицо о землю, спасаясь от огня, Назир метнулся в сторону, на вражеский пулемёт...

Боевое задание было выполнено. Наступление началось. А спустя несколько часов мы отдали Назира земле, тому самому кургану, где погиб отважный разведчик. Клялись у могилы товарища отомстить, жизни свои отдать за Родину.

Посмертно Назир Казаков был награжден орденом Отечественной войны II степени. Не дожил Назир до Победы. Но светлое имя учителя из селения Жемтала, бойца, навсегда осталось в наших сердцах».

Так в год 20-летия Великой Победы, 9 мая 1965 года писал о своём земляке, Назире Хамидовиче Казакове в газете «Кабардино-Балкарская правда» М. Башлоев.

***

В семье Казаковых было шестеро детей – пять мальчиков и одна девочка. Три старших брата окончили педрабфак и работали учителями. И на фронт они ушли друг за другом. Самого старшего расстреляли, как комсомольского вожака, после того, как их часть в первые дни войны была окружена, а остатки её взяты в плен под Бобруйском. Самый младший из трёх был призван в передислоцированное в Нальчик Урюпинское пехотное училище и погиб в 1942 году под Ростовом, когда курсантов вместе со 115-й Кабардино-Балкарской дивизией бросили под танки Клейста.

А вот среднему брату выпало воевать дольше всех и дальше всех от родного дома – в Заполярье.

Старший сержант Назир Хамидович, или, как его именовали на русский лад, Николай Харитонович Казаков служил в 763 стрелковом полку 114 стрелковой дивизии 7-й отдельной Армии Карельского фронта заместителем командира взвода полковой разведки. Воевал так, как только может воевать человек, искренне любящий свою Родину, свой отчий дом, своих родных и близких. Ни одна вылазка в тыл врага не проходила без того, чтобы разведчики не показали чудеса отваги и героизма. Пять боевых наград Казакова, полученных за службу в суровом северном краю – лучшее тому подтверждение. В их числе – медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», орден Славы III степени, орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени, которым Назир был награждён за свой последний подвиг посмертно.

«Дорогой отец, примите от меня боевой привет! Я нахожусь от вас далеко, но придёт тот час, когда уничтожим полностью немецких фашистов и придём домой. За родных братьев, сестёр, отцов и матерей, за Родину и за Советский Союз я буду до последних минут своей жизни и существования бороться с людоедами-гитлеровцами (из письма Н.Х. Казакова отцу, 18 февраля 1942 года)».

«Подводя итоги нашего подразделения, в котором находится ваш сын, гвардии младший сержант Казаков Назир Хамидович, хочется передать, что он является лучшим воином нашего подразделения, не щадя сил своих бьёт немецких захватчиков. Эти гады испытали на своей шкуре богатырские удары вашего сына. Они никогда не забудут группу бойцов, в составе которой был Низир Замидович, с честью выполнившую приказ командования (из письма командира подразделения Хамиду и Киме Казаковым, 1 января 1944 года)».

Вот только никогда Назир не писал домой о войне и своей службе. В письмах он только интересуется судьбой своих братьев, о которых ничего не знал вплоть до декабря 1943-го, да теми условиями, в которых в лихую военную годину в родной Кабардино-Балкарии живёт его семья: отец, мать и младшие ребятишки. Почти в каждом письме он просит их не беспокоиться, обещает сражаться с врагами до последнего, чтобы потом построить хорошую жизнь. О подвигах разведчика родные и односельчане узнали лишь из рассказов его сослуживца, Анатолия Теуважукова.

Как вспоминал Анатолий Хатутович, с Казаковым они познакомились весной 43-го. Два единственных в части уроженца Кабардино-Балкарии, ребята быстро подружились и стали неразлучны. Отважный воин и бесстрашный разведчик – так отзывался Теуважуков о своём земляке и боевом товарище. После гибели Назира Анатолий свято выполнял данное другу обещание – всю жизнь поддерживал связь с его родными. И подробно рассказал о его военной службе, о героических вылазках в тыл врага, о последних днях его жизни.

Выполняя задание командования, Назир Хамидович Казаков погиб недалеко от озера Пильгу-Ярви в дни наступательной Петсамо-Киркенесской операции, положившей конец игу захватчиков на древней Печенгской земле. Прах героя покоится недалеко от места его гибели, на братском кладбище рядом с п. Луостари. И спустя 65 лет после гибели на могилу Назира был привезён привет из родной Кабардино-Балкарии.

***

В начале этого года к никельским поисковикам обратилась журналистка из Нальчика Анна Габуева с просьбой отыскать, где именно похоронен её земляк, воевавший в Заполярье и погибший в октябре 44-го – Назир Хамидович Казаков. После недолгих поисков на Кавказ отправились фотографии братского захоронения и памятной плиты с фамилией старшего сержанта Казакова.

А в августе из Нальчика на могилу героя приехал его родной племянник – Аслан Казаков. Приехал не с пустыми руками: в дар поисковикам и районному краеведческому музею, который во время своего визита в Никель посетил гость, были привезены книги о Кабардино-Балкарии, а также ксерокопии документов, рассказывающих о жизни и военной службе Назира Хамидовича.

-Я с детства был наслышан о дяде, – рассказывает Аслан Владимирович. – Сохранилось много воспоминаний его учеников с той поры, как он работал учителем, затем - его сослуживцев. В семейном архиве остались его письма с фронта, письма боевых товарищей, наградные листы и последняя боевая награда - орден Отечественной войны II степени. Дядя был очень целеустремлённым, настойчивым, спортивным. Перед самой войной окончил аэроклуб, правда, в лётчики не попал по состоянию здоровья, а, служа в разведке, всегда с честью выполнял задания командования. Он был истинным воином.

Ещё один дар – земля из отчего дома героя – по праву лёг на захоронение советских воинов у Луостари, здесь, на севере, на самом краю Родины сражавшихся за свободу всей необъятной страны. Небольшая горсть кабардино-балкарской земли будет теперь храниться и в офисе никельского поискового отряда.

-Мне пришлось преодолеть порядка трёх тысяч километров, сделать не одну пересадку, – признаётся Казаков, – но когда впереди такая святая цель – воздать последние почести воину – достойнейшему представителю твоего рода, расстояния не важны. Великая Отечественная война «выкосила» большую часть мужских представителей моей фамилии, три старших брата моего отца не вернулись с полей сражений. По кавказским меркам это большая трагедия для семьи. Поэтому я не мог не приехать, пусть и спустя 65 лет после гибели дяди, и меня в моём стремлении посетить эти места горячо поддержали мои родные, мои друзья и единомышленники.

И если считать, что своим приездом Аслан Владимирович восстановил две нити: между временем (1944-2009) и пространством (Нальчик-Никель), то пусть этих нитей становится всё больше. Тогда и прошлое наше никогда не будет забыто, и страна наша будет крепче и сильней. И это отнюдь не пафос: недаром ещё древние говорили, что самое прочное, но одновременно и самое хрупкое на свете – это память и дружба. И хранить их надо очень бережно.


О. Погорецкая


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru