Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
17.06.2009 Выпуск 2133 | Печенгский район | ...
Научите ребёнка говорить

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите ребёнка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии малыша, сдерживает его интеллектуальное развитие, порождает отрицательные черты характера. К сожалению, 40% детей при поступлении в школу имеют недостатки речевого развития. Так давайте же задумаемся об этом, будем уделять внимание развитию речи своих детей с самого их рождения.

Родителям нужно обязательно знать самые важные законы развития речи. Учить ребёнка говорить нужно буквально с колыбели, поскольку самый благоприятный период развития речи — с момента рождения до 3-х лет. Именно в этом возрасте нужно стараться максимально его развить. Одним из обязательных условий правильного речевого развития является чёткая и ясная речь взрослых. Речевые умения и навыки требуют специального внимания, сами собой они не формируются.

От рождения до 6 месяцев у младенцев доречевой период. В это время взрослые не должны быть пассивными в общении с мылышом, который нуждается в эмоциональном контакте с матерью, стимуляции гуления, проговаривании всех действий, развитии моторики пальчиков. Вкладывайте в его руки игрушку и называйте её, массируйте каждый пальчик, используйте народные «пальчиковые» игры «Ладушки», «Сорока-ворона», позднее — игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застёгивание пуговиц, обведение контуров, штриховку. Игрушки должны быть самые разные, из всех видов материалов. Ребёнку нужно разрешать трогать абсолютно всё (если предмет не повредит здоровью). Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. С 1,5-2 лет его уже надо водить на выставки, в парки — зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми.

С первых же месяцев жизни развивайте слуховое внимание ребёнка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит (например, лай собак, шум воды, шелест листьев). Кроме шумных игр, у него должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать музыку и поговорить сам с собой.

Уделяйте внимание укреплению и развитию подвижности органов и мышц речевого аппарата. Это важно для совершенствования правильного произношения звуков, а позднее для улучшения дикции, умения правильно, без затруднения, произносить сложные слова и предложения. Для этого можно выполнять артикуляционную гимнастику в игровой форме (для губ, например, чередовать улыбку и поцелуй, для языка — пощёлкать и т. д.). Именно с этой целью ребёнку полезно жевать твёрдую пищу (морковь, яблоки, мясо). Приобретайте детские книжки с яркими, чёткими иллюстрациями. Важно, чтобы они были эмоциональны и просты по содержанию. Полезны стихи, чтение по ролям, сказки, где часто используются одни и те же фразы, которые ребёнок будет неоднократно повторять, договаривать слова.

Занимайтесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Сравнивайте предметы, сопоставляя их по величине, форме, цвету. Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная как трава».

Ваша цель — приохотить ребёнка говорить много и правильно. Помогайте ему сформулировать мысль («И что было потом? А зачем он это сделал? Чем все закончилось?). Исправляйте ошибки малыша в произношении, ударении, подсказывайте слова. Разнообразьте речь обилием прилагательных (помогут в этом описания «Какая собачка?», «Какой автобус?» и подобные). Очень полезны скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Познавательное общение с ребёнком должно быть ежедневным. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать малышу вопросы и задания при работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на это времени, оно потом во много раз окупится!

В заключение хочется добавить еще несколько советов. Почаще играйте с ребёнком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, просто предложите, чтобы он выбрал её сам. Разрешите малышу свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т. д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребёнка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на ёлку, на каток, в зоопарк. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе с малышом и обсуждайте увиденное.

Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Т. Лобанова,
руководитель методического объединения учителей-логопедов Печенгского района.


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru