Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
19.01.2008 Выпуск 1994 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Разрешение от грехов
 

19 января – Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – двунадесятый, непереходящий праздник; второй по счёту в календарном году (первый – Рождество) из 12-ти подобных церковных празднеств.

Просматриваю подшивки «Печенги» на эту дату. И, вроде, в той или иной мере обо всех аспектах этого праздника уже всё сказано–пересказано. Но вот он, праздник, и мы вновь говорим о нём, исходя из двух, по крайней мере, посылов: во-первых, вряд ли кто ведёт домашний архив местной прессы, а газетное слово, как известно, подобно бабочке–однодневке (по определению); во-вторых, может быть сказано много, но никогда не может быть сказано всё. Ну а если даже и выйдет повтор каких-то фраз, то вряд ли мне придёт в голову обвинить в плагиате самого себя. Итак, о дне сегодняшнем, знаменательном и празднично–радостном.

НАЧАЛО

Шёл год 3791 по иудейскому календарю или 783-й от сотворения Рима. Позже христианский календарь укажет 30 год от Рождества Христова. Хотя наше событие могло произойти и пятью годами ранее. Но уж точно это был год 15-й правления римского императора Тиверия (в документах империи использовали тогда такое летоисчисление), когда прокураторствовал в Израиле Понтий Пилат, а в Галилее правил один из четвертовластников, царь Ирод Антипа.

Тогда, как и сотни лет назад, несла свои воды легендарная река Иордан (в Ветхом Завете упомянут ряд событий, с ней связанных и повлиявших на судьбу богоизбранного народа), текла с севера на юг, собрав свои воды из источников близ озера Мероме и впадая близ Иерихона в Мёртвое море. А недалеко от Вифавары была обитель новоявленного пророка Иоанна, прозванного Крестителем. Лишь недавно ступив на общественное служение, он уже снискал широкую известность. Шли и шли к нему люди, послушать его поучительные проповеди (то – глоток мудрости к прозрению) и пройти обряд водного омовения (крещения), введённый Иоанном (за сим – очищение от грехов). Сам себя он называл Предтечей и говорил: «Я крещу вас водой, но придёт за мной Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым». И люди знали, что говорит он об ожидаемом Мессии, Царе–освободителе. Не знали вот только, когда же тот придёт… Говорили, что скоро, очень скоро, чуть ли не вот-вот…

…А в названный год к указанному месту пришёл Иисус. Пришёл, чтобы перед началом своего Спасительного служения пройти обряд водного крещения вместе со всеми, с грешниками, хоть Сам будучи, как мы сегодня понимаем, безгрешен, но тем исполнить Закон.

Впрочем, о самом событии вы можете прочитать самостоятельно у евангелистов.

ВСЁ – СУТЬ

Этот праздник называют по-разному, раскрывая каждым названием одну (или несколько) граней его сущности. И всё – верно.

Общецерковное написание, установленное и нами в начале – Богоявление – раскрывает, что во время омовения Иисуса в водной купели Иордана явил Бог всем Свою триединую сущность. С небес зазвучал голос (Бог Отец) – «Сей есть Сын Мой возлюбленный», – это об Иисусе (Боге Сыне), стоявшем в воде, и при этом слетал голубь (Бог Дух Святой), тем указывая всем зримо на Него, Спасителя.

Другое название – праздник Светов (ибо – Бог есть свет!).

День просвещения (так – в честь Того, Кто пришёл просветить «седящих во мгле и тени смертной»).

Иордань (это, понятно, по месту произошедшего некогда события, которое мы в этот день и вспоминаем).

Ну и самое распространённое название – Крещение (по произошедшему тогда действу водного омовения).

И традиционно вспоминаются в этот день ещё три события, раскрывающие знаменательные вехи жизни Иисуса: поклонение волхвов, превращение Иисусом воды в вино и насыщение пятью хлебами 5000 человек. А вот почему именно эти события легли в память праздника (мало ли в земной жизни Спасителя было знамений и чудес!), – сегодня каждый может найти ответ сам.

ТРАДИЦИИ

Главное событие праздничного богослужения – водосвятие, Чин освящения воды, что совершается дважды – накануне, в крещенский сочельник на вечерней службе и на Литургии дня в сам праздник. Считается, что освящённая по особому действу крещенская вода – агиасма (с греч., «святыня») – обладает чудодейственной и целительной силой. Потому, выпив её сами (для очищения), люди дома обрызгивают ею входные двери, окна, углы (для защиты от нечистой силы). Да к этому присовокупляют по традиции – рисовать над дверьми и окнами «охранные» кресты, добавляя к ним иногда три латинские буквы – G, M, W (по именам трёх волхвов – Гастара, Мелхиора и Валтасара). Кстати, издревле замечена особенность агиасмы – она не портится в течение всего года (и сие не опровергнуто даже самыми ярыми противниками «чудес»).

В этот день совершаются крестные ходы к водным источникам – родникам, прудам, колодцам, рекам и т.п. Где рубятся во льду широкие, крестообразные проруби (их называют «иорданями»), к которым и идут после литургии торжественно и чинно (ход на «Иордань»). И здесь вершится таинственный Чин, когда вода в месте сем становится святой и чудной…

Есть сказание, в крещенскую январскую ночь купается во всех водах Сам Иисус Христос. И если придти в полночь к проруби, то увидишь, как (вдруг!) по воде пройдёт волна (как и в далёком прошлом поднялась она, когда в реку Иордан вошёл Спаситель).

Приурочивался у наших пращуров к празднику обычай – «смотрины невест». Нечто вроде современного публичного кастинга на «мисс…». А вот в старину подиумом служила церковная ограда, вдоль которой выстраивались разодетые «невесты», а потенциальные «женихи» с родственниками, проходя мимо, «заценивали». Ну а потом уж – от Крещения и до Масленицы – засылались сваты, игрались свадьбы.

Ещё был такой крещенский обряд – «освящение скота», – по правилам поставленный ритуал из крутого замеса христианства и язычества. Здесь и вывернутая наизнанку одетая шуба, и икона с кадилом, и обращение к домовому с просьбой о защите животины от болезней, и молитвенное песнопение с окроплением скотины агиасмой…

Так что, кому – по традиции, кому – по вере была и есть крещенская святая вода охранным оберегом и универсальным целительным средством. Действительно ли в ней такая «сила»? – Кто знает… Одно несомненно: никому не послужила ещё и не служит она индульгенцией для отпущения грехов: согрешил – выпил святой водички – и вроде как «очистился». Нет, даже при всей вере, как говорится, маловато этого будет…

В. Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru