Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
09.05.2008 Выпуск 2025 | Заполярный | И.Саева
Фронт без выстрелов
Валентина Пожарская родилась в 1925году в селе Ленинское Хабаровского края, на самом берегу Амура. На другой стороне реки находилась Манчжурия – территория Китая, в то время оккупированная японцами. Село территориально входило в УР – укрепрайон, в составе которого были пограничники, военные летчики, отряд химзащиты, речная флотилия. В детских воспоминаниях остались постоянные пешие и конные пограничные патрули. Среди школьных учителей было много жен офицеров, и, по словам Валентины Александровны, уровень преподавания в школе был высоким. («Всю жизнь вспоминаю свою учительницу литературы, она разбудила любовь к чтению»).

Начало войны запомнилось Вале выселением немецкой семьи. Это всех напугало, поскольку хорошо помнились недавние репрессии, от которых пострадал и отец.

Массовая мобилизация обезлюдела село, остались женщины, дети и старики. Валентина помнит, как весной 1942 года все мальчики 10 класса во главе с молодым учителем математики ушли на фронт. Вернулся лишь один, израненный, и вскоре умер.

На старших школьников легла задача по обеспечению школы топливом. Ребята пилили дрова, разгружали уголь на ж/д станции. Вскоре большинству подростков пришлось оставить учебу вовсе. Многих учителей забрали на фронт, преподавать стало некому. Была ещё более веская причина: голод.

В семье Пожарских было семеро детей и старенькая бабушка. Мать работала в колхозе, и зарабатывала только трудодни. Деньги в дом приносил отец – он был служащим, председателем сельсовета. Как только отец ушел на фронт, семья лишилась продуктов по его карточке. Письмо от него пришло только одно, а следом сообщение: Александр Пожарский пропал без вести. Бабушка, его мать, вскоре умерла от горя.

Всю жизнь вспоминает Валентина слова своей матери: «Как мы это все выдержали?..». Многие семьи, оставшиеся без кормильцев, нищенствовали, дети ходили побираться. От голода страдали и люди, и животные.

-Нас хоть эта участь миновала, - рассказывает Акимова. - Спасала картошка, тыква, молоко. Но помню, как коровушку нашу в конце зимы подвешивали к балкам в конюшне, от бескормицы она не могла стоять. Все только и ждали весны, первой травы, зелени.

К счастью, Валентину взяли на 3-х месячные курсы работников гидрометслужбы, после чего зачислили в штат. Для полуголодного подростка это была очень тяжёлая работа. Она вспоминает:

-Данные требовались по гидрологии и по аэрологии. Приходилось лед на Амуре долбить толщиной до полуторых метров, ломик тяжелый, долбишь-долбишь, а рядом стоит солдат из охраны, и помочь не может – не имеет право оружие из рук выпустить.

При запусках воздушных зондов их полет отслеживали с помощью теодолита. При наблюдении за шаром приходилось, глядя в окуляр, щекой прижиматься к ледяному металлу прибора. А зимы в Хабаровском крае суровые, и осталась Валентине память от работы аэрологом – пожизненный гайморит. Помимо основных смен, приходилось учить вычислениям солдат из артдивизиона. Зарплату, как и большинство работавших в то время, Валя практически не видела – деньги перечислялись в фонд обороны. Но её рабочая карточка очень выручила семью.

-Жили впроголодь. У всех была одна мечта: досыта хлеба поесть. Хорошо, спасала ещё амурская рыба.

Работали все тогда, не жалея себя. На отдых не оставалось времени. После трудового дня из старых полушубков шили рукавицы, собирали посылки для солдат. Сами ходили без рукавиц, руки обмораживали, но закон «все для фронта» соблюдался свято.

Остались в памяти Валентины дни разгрома японской армии. Через их укрепрайон непрерывно шла тяжелая техника. Огородный урожай в селе был начисто «вытоптан» танками, самоходками, автомашинами. Очень многие военнослужащие из их «УРа» погибли в боях. Но радость окончательного разгрома всех врагов была сильнее чувства потерь.

В 1947 году семья Акимовых перебралась в Мурманскую область, к родителям мужа. Ей предложили работу по специальности в порту Лиинахамари. Тогда это был основной путь в Печенгский район. Здесь Валентина в течение 9 лет работала гидрометеорологом, затем старшим гидрометаблюдателем.

Когда в 1956 году была построена дорога до Никеля, Акимовы переселились в поселок Ждановку, потом в г. Заполярный. Оба супруга до самой пенсии проработали в системе комбината. Вырастили двоих сыновей, от которых потянулась веточка новых Акимовых – внуков и правнуков.

Среди фотографий Валентина Александровна хранит вырезки из газеты «Советская Печенга», где отмечена её долголетняя добросовестная работа в РМЦ-1. За самоотверженный труд в военные годы она была представлена к медалям «За победу над Японией» и «За победу над Германией». С приказом об этом Акимова знакома, а вот сами награды где-то затерялись. Впрочем, потерялся, как ей сообщили из Центрального военного архива, вообще весь архив Амурской Краснознамённой флотилии, куда относился их укрепрайон. Работу на трудовом фронте удалось подтвердить по случайно сохранившимся документам, и медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» ей вручена.

Уже много лет Валентина Александровна на заслуженном отдыхе. Она инвалид, ходить ей трудно: ноги застужены со времен войны. Жизнь наполнена общением с такими же ветеранами из общества «Взаимопомощь», книгами. В семье Пожарских читать любили все, родители мечтали дать детям образование, но война поломала все планы. Осталось потерянное здоровье, да горькая память о непомерных испытаниях. До сих пор Акимова не может вспоминать о том времени без слёз.

Однако главной в её рассказах является гордость за участников трудового фронта, за свое поколение, которое вынесло непомерную тяжесть войны и восстановления страны.

И. Саева
Фото автора

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru