Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
12.03.2011 Выпуск 2305 | Мурманская обл. | ...
Кому и как повышается заработная плата

К заместителю председателя Мурманской областной думы А.Д. Крупадёрову часто обращаются избиратели по поводу повышения с 1 декабря 2010 года на 5,5% заработной платы работникам здравоохранения, образования и социальной сферы.

На встрече фракции "Единая Россия" с губернатором области Д.В. Дмитриенко Александр Дмитриевич попросил губернатора поручить Министру здравоохранения, Министру труда и социального развития, Министру образования подготовить материалы и опубликовать в средствах массовой информации, чтобы люди знали, кому и как повышается заработная плата.

Такой материал был опубликован в газете "Мурманский вестник". По просьбе Александра Дмитриевича мы публикуем его сегодня в газете "Печенга".

Кошелек бюджетника потяжелел, однако вопросы могут быть. Почему?

Правительство области выполнило договоренности, достигнутые в ходе переговоров с представителями профсоюзных организаций, и повысило с 1 декабря 2010 года на 5,5 процента заработную плату специалистам учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы и культуры, подведомственных исполнительным органам государственной власти региона.

Однако в Мурманске, Кандалакше, Видяеве и Островном это сделано лишь в минувшем январе. Причина — не все муниципалитеты приняли свои нормативные правовые акты своевременно. А в декабре в этих муниципальных образованиях зарплата увеличивалась за счёт стимулирующих выплат.

Как пояснила и. о. министра труда и социального развития Мурманской области Ангелина Волкова, во всех государственных областных учреждениях с декабря прошлого года оклады специалистов основного персонала увеличены на 5,5 процента. В примерные положения об оплате труда сотрудников подведомственных учреждений введена дополнительная норма о доплате до установленного в регионе размера минимальной зарплаты.

В настоящее время проводится мониторинг нормативной правовой базы, подготовленной на муниципальном уровне, и анализируются результаты работы, проделанной в городах и районах. Также прорабатывается вопрос снижения доли доплат до минималки в общем составе зарплаты, в том числе путём поэтапного повышения окладов низкооплачиваемых категорий работников. Готовятся предложения по оптимизации сети учреждений и их структуры, а также осуществляются мероприятия по переводу государственных областных и муниципальных учреждений в автономные, что позволит руководителям более гибко подходить к вопросу дифференциации зарплаты сотрудников.

На основании анализа результатов проведённого повышения оплаты труда будут готовиться предложения для выработки согласованных действий по дальнейшему её росту.

На встрече с журналистами Ангелина Владимировна подчеркнула, что в ближайшее время удастся принять меры для исправления ситуации и добиться повышения окладов специалистам. Хотя уже сейчас анализ показывает, что везде произошло повышение зарплаты этой категории не менее чем на 5,5 процента. Могло быть и больше, потому что в соответствии с трудовым законодательством работодатель вправе сам устанавливать систему оплаты труда, и он может распоряжаться средствами фонда оплаты труда, в том числе с использованием стимулирующих выплат, позволяющих оценивать результат и качество труда сотрудников. При этом Ангелина Волкова заметила:

-Все, что касается государственных областных учреждений, беспокойства не вызывает. Муниципалитетам при необходимости будем подсказывать.

Самое главное — средства есть, и все работники бюджетной сферы получат всё, что им причитается. Каждый специалист должен почувствовать разницу между тем, что он получал в прошлом году, и тем, что получает сейчас. Повторяю: оклад должен вырасти на 5,5 процента. В настоящее время министерство занимается разработкой системы дальнейшего повышения заработной платы, исходя из реальных возможностей областного бюджета.

Отвечая на вопрос, когда муниципалитеты рассчитаются с бюджетниками, если повышение произошло не в декабре, а позже, и. о. министра сказала:

-Это уже сделано. Вопрос в том, что некоторые муниципалитеты произвели повышение не из средств фонда, а за счёт стимулирующих выплат.
Ведь, как правило, в организациях в конце года есть экономия. Но опасность здесь в том, что средства могли быть размыты, и целенаправленного повышения оклада конкретных специалистов не произошло. В январе такая ситуация должна быть поправлена. Причём никакие надбавки не могут быть урезаны. Повторяю: мы повысили фонд оплаты труда именно для того, чтобы увеличить оклады специалистам. Примерно 50-70 процентов фонда идёт на зарплату, а остальное — на стимулирующие выплаты.

-Люди жалуются, что почему-то не всем специалистам повысили оклады.

-К сожалению, федеральным законодательством не установлены чёткие критерии того, кто относится к основному персоналу. Необходимо разработать единые рекомендации для всех работодателей, чтобы определить такие критерии. Это мы сделаем в самое ближайшее время.
Был задан и такой вопрос:

-Не возникнет ли ситуация, когда руководители некоторых учреждений повысят себе зарплату в разы, а специалистам по минимуму?

-Сегодня вся ответственность в вопросах оплаты труда ложится на работодателей. Задача нас, регламентирующих органов, – дать понятные, однозначные рекомендации. Конечно, такие факты, когда руководитель злоупотребляет своим правом, возможны, но мы с такими людьми будем разбираться очень жёстко. Помочь навести порядок должны и представительные органы трудовых коллективов, профсоюзы. Мы в свою очередь рекомендовали работодателям, чтобы они принимали положения об оплате труда публично, обсуждали всем коллективом. Считаю, что люди не должны мириться с нарушениями трудового законодательства, – заявила Ангелина Волкова.

Л. Лопатко


Когда считать чужие деньги прилично


Поставленная перед нами задача — повысить заработную плату именно специалистам основного персонала — выполнена. Поясню, почему вопрос стоял именно так. По мнению лидеров областной организации профсоюза работников здравоохранения, разница между зарплатой неквалифицированных работников и, к примеру, среднего медперсонала, а также врачей, не имеющих стажа и соответственно полярных надбавок, была небольшой.

Поэтому было принято решение о повышении зарплаты на 5,5 процента медработникам, непосредственно выполняющим функции, в целях реализации которых создано учреждение. То есть речь идёт только о специалистах. Подчеркну, что согласно Единому квалификационному справочнику должностей, утверждённому минздравом РФ, персонал учреждений здравоохранения делится на руководителей, специалистов и служащих. Хочу сразу сказать, что декабрьское повышение зарплаты не распространяется на руководителей. Хотя в названии должности главврача, его заместителя, заведующего отделением есть слово «врач», в соответствии с квалификационным справочником они не относятся к специалистам, так как входят в категорию руководителей.

В число специалистов основного персонала входит весь средний медицинский персонал, врачи разных профилей, в том числе стоматологи, зубные техники, лаборанты, логопеды, провизоры, фармацевты, помощники врачей — к примеру, такая должность есть у эпидемиологов. А вот сотрудники экономических, бухгалтерских, кадровых, инженерных служб относятся к категории «прочий персонал». Поэтому на них повышение зарплаты не распространяется, несмотря на то, что они имеют соответствующее образование и относятся к разряду специалистов.

В этот большой сегмент — основной персонал — входят и санитарки, но в то же время они не являются специалистами. А потому данной категории неквалифицированных работников зарплату доплачивают до минимального размера оплаты труда — 7903 рубля, который установлен в Мурманской области.

Для того чтобы гарантировать повышение заработной платы основным специалистам, было внесено изменение в примерное положение об оплате труда и повышен минимальный размер должностного оклада. К примеру, если у человека оклад был 4 тысячи рублей, то к нему прибавляют 5,5 процента, в результате он увеличивается до 4220. Соответствующее изменение внесено в положения об оплате труда, действующие в учреждениях здравоохранения. От должностного оклада, естественно, идёт и начисление надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, с увеличением должностного оклада происходит и повышение надбавок стимулирующего характера. Как правило, они начисляются в виде коэффициентов или процентов к окладу. В результате зарплата специалистов должна повыситься как минимум на 5,5 процента.

Совершенно очевидно, что, поднимая вопрос о повышении зарплаты специалистам, профсоюзы заботились в первую очередь о профильных медицинских работниках. Ведь проблема, о которой говорили профсоюзные лидеры, заключалась в том, что есть работники, зарплата которых ниже минимального размера оплаты труда. По областным нормативным документам работодатель — главный врач — обязан произвести доплату до этого уровня. Но при направлении средств фонда оплаты труда на доплаты низкооплачиваемым категориям расходовалась и та его часть, которая могла бы пойти на стимулирующие надбавки основному персоналу и всем остальным специалистам.

В итоге этот вопрос решён. Поскольку фонд оплаты труда в целом увеличен на 5,5 процента, а заработная плата — только специалистам основного персонала, то остальная часть, которую получило учреждение в виде дополнительного фонда оплаты труда, направляется на доплаты низкооплачиваемым работникам.

А. Рубин,
министр здравоохранения Мурманской области.


Жить надо по средствам

Во всех общеобразовательных учреждениях области фонд оплаты труда, как и требовалось, повышен с 1 декабря 2010 года на 5,5 процента. Как эти средства были распределены? В каждом учреждении приказом руководителя, согласованном с учредителем, должен быть определён основной персонал. Главным образом это специалисты, в школах — учителя плюс преподаватель информатики (инженер по информационным технологиям), социальный педагог, психолог... То есть на местах решали, кто относится к основному персоналу.

Оклады повышались таким образом, чтобы человек получал зарплату выше на 5,5 процента, подчеркиваю — с 1 декабря. Тем сотрудникам, кто не дотягивал до минимального размера оплаты труда — 7903 рубля, тоже доплачивали из фонда оплаты труда. В основном это обслуживающий персонал. В общеобразовательных учреждениях не должно быть людей, находящихся за чертой бедности.

Те средства, которые остаются от данного фонда, это примерно 16 процентов, переходят в фонд стимулирования. Им распоряжается руководитель учреждения, который вправе поощрить подчинённых за качество и результат труда.

Таким образом получается, что ряд сотрудников сегодня никакой добавки к зарплате не получили. В основном это младший обслуживающий персонал, например, те же лаборанты. Однако это и предполагалось, поскольку фонд оплаты труда был повышен для того, чтобы в первую очередь увеличить зарплату специалистам. В течение 2011 года планируется дальнейшее повышение фонда оплаты труда, тогда и другие сотрудники смогут ощутить прибавку в зарплате. Но подход опять же будет дифференцированным. Кто больше и качественнее работает, тот и получит больше. Этот принцип мы и будем соблюдать.

К сожалению, не везде разъяснительная работа проведена хорошо, поэтому у некоторых людей возникло непонимание. Директор должен был собрать коллектив и подробно обо всём проинформировать.

Есть ещё одна проблема, которую мы намерены решать. Основной персонал выделен был и потому, что мы установили кратность заработной платы директора от зарплаты учителя. Таким образом руководитель заинтересован в росте доходов педагогов. Он также заинтересован установить оклады обслуживающему персоналу, чтобы они получали МРОТ. А высвободившиеся деньги направить в фонд стимулирования. Сделано это, чтобы уменьшить аппетиты у недобросовестных руководителей. Есть же такие, кто себе любимому выбил очень большую зарплату, плюс набирает часы. В результате они имеют в разы больше, чем средняя зарплата у учителей. В некоторых учреждениях директор получает 89 тысяч рублей, а педагоги — по 14 тысяч. И когда они слышат мои слова о том, что средняя учительская зарплата в области — 24 600, говорят: «Министр врет». Хотя, конечно, я за свои слова отвечаю. Просто в отдельных школах надо конкретно разобраться, что там происходит.

У нас есть муниципалитеты, в том числе Александровск, Североморск, где средняя зарплата у учителя 32 тысячи. А в Мурманске — 17 тысяч.
Причина во многом заключается в том, что в областном центре не проведена в достаточной мере оптимизация расходов. Здесь надо было сократить 9 школ, сократили только 2. И если образовательное учреждение рассчитано на 1400 учащихся, а занимается 200, можно представить, какой надо иметь большой обслуживающий штат. В Ковдоре, например, зарплату педагогам снижают, потому что теперь, как известно, деньги идут за учеником. И если учащихся с каждым годом становится всё меньше, школы нужно закрывать. А в Ковдоре никак не могут решиться на такой шаг.

Отсюда и результат: размер учительской зарплаты падает.

В. Костюкевич,
министр образования и науки Мурманской области. (Опубликовано в "Мурманском вестнике" 22.02.2011 г.)
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru