Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
12.03.2011 Выпуск 2305 | Россия | В.Волин
Соборное воскресенье

Православный календарь

7 марта начался Великий пост. Понимание поста мы отождествляем в первую очередь с запретом на употребление пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц. Но эта физиологическая сторона воздержания, и, думается, отнюдь не главная.

Семинедельный период – это время покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий пост является внутренней подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Впрочем, эта заумь несколько претенциозна…

Так что мы пойдём эталонным путём – от печки, сиречь – от пищи, что в этой печке готовится.

В православной церкви общая система постов была установлена только в 1166 г. Общая продолжительность всех постов составляет примерно 200 дней в году. Основным христианским праздникам предшествуют многодневные посты. Перед Рождеством – Рождественский, или Филиппов, пост: с 28 ноября и до Рождества Христова (сорок дней, оттого он называется ещё четыредесятницей). Перед Пасхой – Великий пост (в этом году он с 7 марта до 24 апреля). В дни летней страды – Петровский пост; от Троицы до дня апостолов Петра и Павла (он длится от 8 до 42 дней). И в августе перед Успением наступает двухнедельный Успенский пост (с 14 по 28 августа).

Кроме больших постов в Православии приняты однодневные посты: в течение всего года – по средам и пятницам, а также в определённые дни – в крещенский сочельник (5 января), в день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и в день Воздвижения креста Господня (27 сентября).

Из этого общего перечисления видно, как наши пращуры скрупулёзно «облегчались», ведя в течение года весьма воздержанный образ жизни (обжоры типа Собакевича с его пресловутой «няней» были скорее исключением, нежели правилом общественного и семейного поведения за столом). Впрочем, здесь надо ещё взять поправку на состояние здоровья и профессию, когда давались людям послабления в еде (но – не в молитвенном правиле!). Ведь как-то сомнительно, чтобы бурлаки, к примеру, могли тянуть баржу, сидя только на овощах и крупе! Но это так, к слову…

На время Великого поста приходились и приходятся по традиции многочисленные обряды, как то: кликания весны, засевки (подготовка и проведение пахоты и сева) и т.д. Особое значение имели отдельные дни и недели поста: чистый понедельник и Соборное воскресенье на первой неделе Православия, среда или четверг (Средокрестие) на четвёртой, Крестопоклонной неделе, неделя вайи, Вербное воскресенье и Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение Великого поста, служили (исподволь, но так мыслились) средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья – Постом, и периодом возрождения и обновления жизни и природы – Пасхой.

Мы постараемся соотнести воспоминания сообразно к великопостным дням. А сегодня заканчивается первая неделя, которая называется неделей Православия. На протяжении её – весьма строгий пост, посещение церковных служб и подготовка к исповеди и причастию.

До революции в городах на первой неделе школьники не учились, посещая каждый день церковь, а крестьяне имели обыкновение отправляться на богомолье к святым местам.

С понедельника по четверг в церкви читается покаянный канон Андрея Критского со словами в конце: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В пятницу на литургии после заамвонной молитвы священники благословляли «коливо» – кушанье из риса с сахаром и сладкими фруктами. К этой традиции было церковное предание о святом великомученике Феодоре Тироне, который, явившись во сне константинопольскому епископу, предостерёг христиан от вкушения в этот день пищи, окроплённой по повелению императора Юлиана Богоотступника идоложертвенной кровью. Может, легенда, а может что-то подобное и было: императоры тоже люди, всяк по своему «развлекались»…

В южнорусских губерниях освящали в церкви мёд – кутью. А в субботу пекли блины и ели их с освящённым мёдом и маслом. Дело в том, что кутья и мёд – поминальные блюда. И первые четыре субботы Великого поста считаются днями поминовения умерших – родительскими.

Воскресенье называется Феодоровым (в память Феодора Тирона, о котором уже упомянули). Вся неделя называется «торжеством православия».
Чин (порядок богослужения) был узаконен в Византии в IX веке в связи с победой над иконоборческой ересью и восстановлением почитания святых икон (чего, кстати, не случилось в римско-католической церкви).

А ещё день воскресный называют «Соборным» или «Сборным». РПЦ празднует Соборное воскресенье как победу слова Христова и утверждения христианства среди славян.

И если обратиться опять же к дореволюционному времени, то увидим, что для совершения этого чина собиралось всё духовенство в главный собор. В Москве при исполнении «Торжества православия» совершали перенос наиболее почитаемых икон из церквей и монастырей в Успенский собор.
На соборной площади собиралось всё духовенство. Царь с боярами обходил с крестным ходом все церкви Кремля. Звучало «Многая лета» царской семье. На колокольне Ивана Великого ударял колокол. И раскатывался перезвон во всех «сорока сороках» по всей Москве и округе…

Отметим, что этот чин во всём великолепии был известен на Руси ещё с XI века. При Петре I был значительно урезан и упрощён. А в 1767 году его окончательно отменили, заменив «чин торжества» молебном, о котором общим словом мы здесь вспомнили.

И в заключение ещё одно наблюдение: принято было выпекать особый, «сборный» хлеб, смешивая ржаную, овсяную и ячменную муку. Ну а обо всём остальном – в своё время…


В. Волин
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru