Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
29.01.2011 Выпуск 2295 | Мурманск | О.Погорецкая
На чём стоять российскому образованию?

На прошлой неделе в Мурманске состоялось заседание областного Совета директоров общеобразовательных учреждений. Помимо этого, на Совет были приглашены представители областной и Государственной Думы, председатели Совета ректоров ВУЗов и Совета директоров учреждений профобразования, представители профсоюза работников образования и культуры. Такой состав участников был отнюдь не случайным: обсуждался проект закона «Об образовании», размещённый для этой цели на сайте Министерства образования и науки РФ.

Как рассказала директор СОШ № 20 п. Никель Любовь Звонова, входящая в состав Совета, в результате обсуждения проект закона был признан недоработанным и сырым. Даже при первоначальном взгляде он вызывает достаточно много вопросов.

По словам Любови Петровны, многие статьи закона неконкретны, носят декларативный характер. Помимо прочего, часть из них имеет ссылки на образовательные стандарты, которые на сегодняшний день лишь поданы на утверждение, а иногда прямо противоречат им. Педагогов насторожило, что очень многое по данному проекту отдаётся на откуп самим образовательным учреждениям, что может привести к злоупотреблениям при составлении Уставов школ. Плохо прописаны, например, механизмы отчисления из школы, а это грозит нарушениями прав детей.

-Само по себе является весьма «говорящим» фактом, – утверждает Любовь Звонова, – что только по Мурманской области в проект закона предложено уже порядка 1000 поправок. Тем не менее, надо сделать его обсуждение ещё более активным, причём не только со стороны педагогов, но и родителей, которые, к слову сказать, сегодня весьма заинтересованы в достойном образовании своих детей.

А мнению Л. Звоновой вполне можно доверять: 32 года педагогического стажа, из которых уже 4 она возглавляет никельскую среднюю образовательную школу № 20.

-Можно сказать, что мою судьбу во многом предопределило вмешательство бывшего директора нашей школы, Марии Георгиевны Башлыковой, – признаётся Любовь Петровна, – и, кстати, я до сих пор прислушиваюсь к её советам, к её мнению. В 1978 году я окончила с красным дипломом ПУ-15 по специальности «электрик промышленных предприятий». И Мария Георгиевна взяла меня на должность лаборанта по физике.

Затем по настоянию своего неравнодушного руководителя Звонова окончила Мурманский государственный педагогический институт, работала в школе вожатой, учителем, а затем стала заместителем директора по воспитательной работе. В 2001 году ушла работать в районный методический кабинет, а в 2006 вернулась в «двадцатку» – 18 октября вышел приказ о её назначении директором школы.

-Школа, для того, чтобы вырастить человека, способного легко адаптироваться в современном мире, должна не только учить, но и воспитывать, – уверена директор Звонова. – Конечно, воспитательную деятельность можно рассматривать весьма широко, но, думаю, мы на сегодняшний день добились определённых результатов в этом направлении.

С начала прошлого года СОШ № 20 работает по проекту «Усиление реализации прав ребёнка в п. Никель на базе СОШ № 20» совместно с международной организацией «Спасём детей», работающей на территории Норвегии, Финляндии и Мурманской области. Школа получила грант, который использует для оснащения ребячьего движения – организации «Твист». У школьного движения даже есть свой «штаб» — помещение в школе, оборудованное по последнему слову техники – удобная мебель, плазменный телевизор, современный компьютер и ноутбук, буквально на днях появятся ламинаторы, кулер, мультимедийный проектор, велосипеды. Причём «двадцатка» активно приглашает к сотрудничеству и другие школы и просто активных, инициативных и творческих ребят.

Ну а итоги такой работы весьма наглядны – в рамках проекта и не только педагогическим и ученическим коллективами проведено или принято участие в немалом количестве всевозможных акций и мероприятий. В их числе, например, получившее весьма большую известность «Письмо водителю», конкурс «Безопасное колесо» (проведённые совместно с ОГИБДД), акции «Похвали ребёнка», «Дети – детям», посвящённая 20-летию ратификации Конвенции «О правах ребёнка», «Ежели вы вежливы» и многие-многие другие. И пусть темы и поводы у них разные, но главная цель остаётся единой – дать каждому ребёнку уверенность в себе, своих силах, своих правах, заинтересовать тем, что вокруг них большой, интересный мир, который полон возможностей и открыт для каждого из них, стоит лишь сильно захотеть и приложить усилия.

-А главное, – утверждает Любовь Петровна, – что во всех этих мероприятиях дети участвуют с удовольствием, без всяких уговоров. Им это всё интересно, они чувствуют свою нужность. Обсуждение каждой акции проходит совместно с ребятами, они сами предлагают варианты проведения, что можно сделать в рамках того или иного мероприятия в стенах школы или за её пределами, кого можно привлечь для совместной работы. К тому же для нас не представляет особого труда сделать любое наше мероприятие для всего района. У нас прекрасный актовый зал, сцена, в перспективе – приобретение нового сценического оборудования и аппаратуры. Согласитесь, подобная общественная деятельность — это очень большой стимул для воспитания яркой, творческой, неравнодушной личности.

Большой, можно сказать, популярностью у учеников школы пользуется теплица, где они получают азы сельхозтруда. В большинстве своём дети вплоть до выпускных классов не знают, какую профессию они выберут, а уж тем более, куда их может забросить жизнь. А ведь даже в нашем районе многие его жители имеют подсобные хозяйства, огороды. Поэтому все те навыки, которые ребята приобретают в школьной теплице, вполне могут не только пригодиться во взрослой жизни, но и, вполне возможно, стать определяющими.

-Это своеобразная мини-ферма, – говорит Любовь Петровна, – где мы учим выращивать не только клумбовые растения, но и овощные культуры, в экспериментальном режиме – виноград, яблони, сливы и груши, а также ухаживать за животными – у нас есть козы, семь пород кур, кролики (весьма впечатляющее по школьным меркам животноводческое хозяйство - авт.). Кстати, именно с подачи нашей школы некоторые жители района стали держать коз. И мы не ограничиваемся, скажем так, своим тесным мирком, а общаемся с единомышленниками, обмениваемся опытом, обновляем поголовье, проводим экскурсии для воспитанников дошкольных учреждений. Конечно, хотелось бы провести капитальный ремонт теплицы, но даже в нынешних условиях дети с большим удовольствием занимаются здесь.

Ещё одним фактом признания столь необычной для Севера работы явилось третье место в областном юннатском конкурсе Светланы Любимцевой, замдиректора по воспитательной работе, и её труд «Школьная ферма», куда вошли методические наработки и обобщённый опыт сельскохозяйственной школьной деятельности.

Немаловажным воспитательным фактором директор и её коллектив считают и окружающую детей среду. Красота спасёт мир – уверены педагоги. Начало было положено оригинальными шторами на этажах школы, из которых лишь две успели подвергнуться «испытанию на прочность». После этого, по словам Любови Петровны, ни один ученик никогда не нанёс ни малейшего вреда школьному имуществу. Хотя переживания по этому поводу у учителей и родителей были. Особенно когда была отремонтирована и переоборудована столовая.

-В прошлом году нам были выделены средства на ремонт школьной столовой, – рассказывает Любовь Звонова, – за что огромное спасибо хочу сказать и администрации района, и управлению образования. Конечно, мы посчитали, что дело это очень ответственное, и чтобы не делать его тяп-ляп, мы обратились за помощью к Оксане Васильевой, преподавателю ДХШ, которая имеет дизайнерское образование. Она создала нам проект, исходя из которого была закуплена мебель, оборудование и прочие материалы.

Работать пришлось в авральном режиме, так как в летний период в школе размещался детский лагерь, что сделало невозможным проведение ремонта вплоть до окончания смены. Лишь 12 августа приступили к ремонту, дневали и ночевали в школе, за что особенно благодарна директор своему младшему обслуживающему персоналу. 1 сентября здесь уже проходила праздничная линейка. Сейчас столовая преобразилась полностью, уже в ходе учебной деятельности были повешены шторы, установлена новая витрина, стены столовой украшены специально выполненными к этому проекту картинами. Работа коллектива было оценена и во время проведения районного конкурса школьных столовых. СОШ № 20 удостоилась первого места именно в номинации «Дизайн школьной столовой».

-Когда всё сделано с душой, красиво и со вкусом, – уверена Любовь Петровна, – ни у кого не поднимется рука, чтобы это испортить. Дети просто привыкают к хорошему. И вовсе не обязательны какие-то карательные меры. Вот в этом и заключается воспитание…

Наверное, эта заключительная фраза директора вполне может стать основополагающей в системе российского образования. И не важно, касается это обучения или воспитания. Кредо педагога – дарить детям красоту, добро и гармонию — стоит гораздо больше, чем все министерские разработки.


О. Погорецкая.
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru