Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
29.01.2011 Выпуск 2295 | Печенгский район | А.Дрозд
Письма в Сибирь

Далеко не все наши подписчики знают, что газету «Печенга» ждут и читают не только они, но ещё многие жители разных регионов бывшего Советского Союза. Это происходит благодаря постоянной и упорной работе заместителя командира поискового отряда «Петсамо» Ю. Бидненко.

Более 20 лет Юрий Павлович занимается восстановлением имён солдат, что пали на земле советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и поиском их родственников. Его сообщения и письма с газетными публикациями очень нужны людям, поскольку они — эхо войны, весть из тех героических времен. 

1 октября 1944 года рядовой 72-й отдельной морской стрелковой бригады, сапёр Илья Александрович Иванов отправил в Сибирь, на родину, письмо с сердечными приветами жене Екатерине, четверым детям и стареньким родителям. Судя по дате и словам «я жив-здоров, но сейчас писать некогда», это было время ожесточённых боёв в районе Петсамо. Сапёр не знал, что воевать и жить ему оставалось 10 дней. 11 октября товарищи похоронили его вместе с другими погибшими недалеко от дороги, ведущей на Никель, в районе нынешнего памятника «Пушка», что на выезде из Заполярного. В Асиновский район Новосибирской области ушли «похоронка» и письмо его боевого друга и командира Михаила Осокина, которое заканчивалось словами: «…мы поклялись отомстить за наших товарищей, и мы отомстили».

В 1999 году останки сапёров обнаружили и торжественно перезахоронили на Аллее славы в г. Заполярный, как безымянные. Через 10 лет упорных поисков в воинских архивах имена погребённых были установлены. В Асиновский район (теперь — Томской области) на адрес сына одного из погибших — Георгия Ильича Иванова — ушло подробное письмо с фотографиями захоронения, газетным репортажем и рассказом о работе «петсамовцев». Ответ пришёл не скоро (Ю. Бидненко даже начал волноваться — как перенёс восьмидесятилетний адресат неожиданное известие). И оказался прав в своих опасениях.

-Здравствуйте, уважаемый Юрий Павлович, – говорится в ответном письме. – Как всё взбудоражилось в моей душе от вашего сообщения. Сердечная благодарность вам за ваш благородный труд и заботу о погибших на поле брани воинах. (…) Отец о трудностях не писал, хотя письма с фронта шли регулярно. Он знал, что нам тоже трудно, остались дома жена и четверо детей, от 7-ми до 15-ти лет, да ещё 75-летние наши бабушка с дедушкой. Ждали мы возвращения наших победителей, а дождались «похоронки».

Далее Георгий Ильич описал, что после страшного известия оставил учёбу в школе и пошёл работать. Получил хлебную карточку – вначале на 300 граммов в день, затем на полкилограмма. Это было хорошим подспорьем семье, тем более что к этому времени ушёл на фронт его старший брат Михаил. Как и отец, за доблесть в боях был награждён несколькими орденами, и погиб в конце апреля 1945 года на подступах к рейхстагу.

Сам Георгий Ильич овладел отцовской профессией и почти полвека проработал кузнецом. Сейчас он на пенсии, живёт в родительском доме. Радуют дети и пятеро внуков. После письма от Ю. Бидненко появилась у него мечта – побывать на отцовской могиле. Конечно, путь на Север — не близкий, и 80 лет — возраст немалый, но заветные мечты, как правило, сбываются.


А. Дрозд

Фото сделано в день ухода на фронт. Жена Екатерина Васильевна, Илья Александрович и сын Михаил (15 ЛЕТ)
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru