Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
15.01.2011 Выпуск 2291 | Россия | В.Волин
Святки

Святки считались главным зимним праздником в крестьянском календаре (а Россия всегда была аграрной страной). Они знаменовали собой переход от старого года к новому. Длились (длятся) две недели, начинаясь в рождественский сочельник и завершаясь в день Крещения.

Стержневая часть праздничных дней – это, безусловно, святочные обряды. Корни их – в глубокой древности (язычестве), когда их совершение велось в связи с наступлением нового солнечного года. Затем на их архаичную основу оказало влияние христианство, поскольку к этому периоду церковью были приурочены события жизни Иисуса Христа. Подробный разговор об обрядах в газетном формате невозможен. Поминание с малым комментарием – дело праздное. Но, как и каждый год, в эти дни мы, конечно, не сможем, говоря о святках, не упоминать некоторые из них (на память, что ли).

Основными праздниками в рамках Святок являются Рождество Христово (7 января), Новый год (Васильев день – 14 января) и Крещение Господне (19 января). Как видим, каждый из этих праздников – самобытен и отмечается наособинку (в смысле обрядовых и ритуальных действ). Что, впрочем, не умаляет праздничной яркости остальных дней.

* * *

Первый день Рождества начинался с обряда славления Христа (коляды), в котором принимали участие все. И он будет продолжаться во все дни Святок. Если сказать общо, то это – хождение колядовщиков с исполнением поздравительных песен по домам, за что они вознаграждались угощением и дарами.

(Своё название обряд получил от слова «коляда», известного всем славянским и некоторым другим европейским народам. А глубже восходит к латинскому calare – выкликать. Ведь в Древнем Риме был обычай выкликания главным жрецом первого дня каждого лунного месяца; отсюда у них первые десять дней назывались «календами»; и можно видеть происхождение слова «календарь»… Но это отступление.)

Святки считались молодёжным праздником. И если на третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам (за исключением тех видов работ, которые по установлению нельзя было совершать в Святки – святочные запреты), то молодёжь освобождалась от трудов и «отрывалась по полной», как говорится. Тут и игрища с ряжением, и посиделки, и гадания… В общем, это было временем активного формирования брачных пар, в связи с чем проводились зимние «смотрины невест». А как итог этого «брачного периода» — после Крещения наступал мясоед – время свадеб.

* * *

Традиционно Святки делились на две части – «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (от ночи под «старый Новый год» до Крещения Господня). Несмотря на святочное веселье в народе эти дни считались временем «без креста», т.е. когда на земле «веселилась» и нечисть. Причём, особый разгул нечистой силы связывали со «страшными вечерами». По народной легенде Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали на погибель рода человеческого множество иных развлечений, коим с удовольствием в эти дни и предаётся молодёжь.
Милая наивность. Но в этой легенде сквозь призму христианской морали можно увидеть отражение иных представлений о Святках. Наступление нового солнечного года рассматривался как период, отмеченный признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, «издержкой» которого является проникновение в мир людей существ «иной» природы. Впрочем, это – из «высоких материй» умствования. Однако если вглядеться и вдуматься, то идеей контакта и взаимообмена между «мирами» пронизана вся святочная обрядность. Особо это видно в ритуалах гаданий, в многочисленных рассказах установления некоего «контакта» при этом с «иным», заглядывание как бы в «другой» мир.

* * *

О многих ярких и самобытных особенностях Святок можно вспоминать, но… в этом каждый может проявить личную инициативу. А здесь в завершении мы лишь перечислим основные ритуальные действа праздника, как то:

-святочное воровство (не путать с кражей – ст. 158 УК РФ);

-святочные бесчинства (опять же минуя соответствующие статьи УК);

-святочные гадания (сегодня мы лишь упомянули о них, не более);

-святочные запреты;

-святочные игрища.

Интересно? Сегодня для нас это только «предания старины глубокой», а ведь для наших предков всё это было неотъемлемой частью повседневности, да просто самой жизнью. И наша задача – сохранить (помнить) этот кладезь народной культуры, это оставленное нам «наследство» и… передать далее…


В.Волин

 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru