Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
28.08.2010 Выпуск 2254 | Никель | А.Истомин
«Повара-шахтёрки»

В воскресенье все шахтёры нашей страны отметят свой профессиональный праздник. Как правило, на подобные даты принято вспоминать какие-то важные вехи, поэтому вспомним и мы — ныне подзабытую, тем не менее очень интересную страницу истории рудника «Каула-Котсельваара» комбината «Печенганикель». И сделаем это с помощью жительницы Никеля Веры Дмитриевны Козловой.

Большую часть жизни Вера Дмитриевна была связана с поварским искусством. Азы профессии постигала в столовой ОРСа комбината «Печенганикель» под руководством Николая Васильевича Смирнова. Она до сих пор вспоминает об этом человеке с большой любовью и благодарностью. Он воевал здесь в Великую Отечественную войну и остался затем на постоянное место жительства. Несмотря на то что Николай Васильевич не имел профильного образования, его предприимчивость позволяла ему даже в советское время не только выделяться среди других начальников, но и стать настоящим Руководителем для своего коллектива, которого ценили и уважали подчинённые.

Именно он, будучи постоянно в поисках новых путей развития своего предприятия, предложил в 1972 году устроить столовую для работников рудника «Каула-Котсельваара». Да не где-нибудь, а прямо… под землёй! Инициатива нашла понимание и поддержку у тогдашнего руководства рудника и комбината «Печенганикель», и процесс пошёл.

Нужно было решить множество проблем. Подыскать в выработке подходящее место, как-то облагородить его, провести туда свет, соблюсти все необходимые санитарные требования, предъявляемые к столовым. Для этого стены выработки покрывали пластиком, ставили умывальники, обязательно вешали зеркало. Как вспоминает Вера Дмитриевна, среди участков рудника даже разгоралась борьба за то, кто лучше оформит помещение.

Пищу, как правило, привозили под землю в больших армейских термосах, которые благодаря энергии Николая Васильевича удалось раздобыть у военных. Специальный сопровождающий встречал работниц пищеблока на нулевой отметке и затем провожал до горизонта, где находилась столовая.

Кормили рабочих вкусно. Когда Вера Дмитриевна со знанием дела перечисляет блюда, входившие в меню (первое, второе, чай и выпечка), поневоле просыпается аппетит. Продукты — самые свежие, мясо в рационе — в обязательном порядке (рыбы не было вообще). К тому же общая стоимость талона (его предъявляли внизу мастеру) даже по советским меркам была очень скромная — всего 80 копеек. Особенно на фоне пользы, какую принесло нововведение.

Ведь здесь нужно принимать во внимание не только то, что человек в тяжелейших условиях работы под землёй получал горячее питание, но и то, что многие ребята в начале 70-х годов прошлого века приезжали в район издалека, без семей, жили в общежитиях. Соответственно, нормальное, а главное, дешёвое питание служило для них хорошим подспорьем. Не нужно так же забывать и про кратковременный отдых перед очередной тяжёлой трудовой вахтой, про общение с коллегами…

-Вера Дмитриевна, не страшно ли было соглашаться на ежедневные спуски под землю?

-В общем нет, – отвечает она. – Вышло ведь как. Я успела отработать всего три дня, когда меня вызвал к себе Николай Васильевич и предложил поработать под землёй. Образования у меня в то время не было, а здесь предлагают новое и интересное дело. Я сначала съездила, посмотрела что да как, мне показалось не страшно. Перед спуском под землю с нами провели, как полагается, необходимый инструктаж, выдали самоспасатели. Вот так я и стала поваром-шахтёркой, как прозвали нас потом ребята-горняки. На целых восемь лет — с 1972 по 1980 год.

-Вы же стали первыми во всём Советском Союзе, кто начал кормить горняков под землёй, не так ли?

-Да, к нам потом приезжали делегации из других шахт перенимать опыт, приезжали и корреспонденты газет, телевидение. А тогдашний министр цветной металлургии Пётр Фадеевич Ломако, желая как-то отметить нас, вообще наградил четырёх человек из нашего коллектива — Венеру Николаевну Вениченко, Полину Евдокимовну Жук, Антонину Павловну Юдину и меня бронзовой медалью ВДНХ и премией в 500 рублей. Правда, деньги мы очень долгое время получить не могли. Мы ведь не числились в коллективе рудника, а финансовая дисциплина была тогда жёсткая. И лишь благодаря усилиям Николая Васильевича нам всё-таки выплатили премию.

Как вспоминает Вера Дмитриевна, практику обедов под землёй прекратили в середине восьмидесятых годов прошлого века. По каким причинам — ей неизвестно.

-Жалко, конечно, – говорит она, – идея-то была хорошая. Вдруг нынешнее руководство Кольской ГМК заинтересуется опытом прошлых лет?
А под конец нашей беседы Вера Дмитриевна с волнением в голосе сказала:

-Если можно, я бы хотела накануне Дня шахтёра пожелать всем причастным к этой профессии прежде всего здоровья. В этот день я буду вспоминать всех своих коллег, с кем мне довелось работать, ребят-горняков, с кем довелось общаться. Я с благодарностью вспоминаю каждого из них, их нежное к нам отношение и уважение. Пусть у них и у всех, кто работал когда-нибудь и продолжает работать на руднике «Каула-Котсельваара», на других рудниках по всей нашей необъятной стране всё всегда будет хорошо! С праздником всех!


А. Истомин
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru