Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
25.08.2010 Выпуск 2253 | Никель | Г.Быстрова
«Лёгкой работы не бывает»

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

Вероника Тушнова


Директор СОШ №3 Александр Морозов известен в Никеле и в районе преданностью учительской профессии и своей ярко выраженной общественной позицией. Он не боится идти против течения, говорить правду тогда, когда её боятся или не хотят говорить по каким-то причинам другие.

-Александр Владимирович, сложно быть директором школы в наше время?

-Лёгкой работы не бывает. Я точно знаю: дело, которым я занимаюсь, остро востребовано в настоящее время и будет востребовано всё больше и больше, поскольку это реальные инвестиции в человеческий капитал. Мы, школьные учителя, занимаемся перспективным, радостным и востребованным делом.

Если работать с душой, то всегда будешь переживать за какого-то неудачливого ученика, радоваться за успехи и отличника и троечника, сопереживать в трудные минуты.

В работе в школе есть свои неоспоримые достоинства: ты всегда общаешься с молодёжью, твой труд необходим, и ты видишь его результаты.

-Как вы относитесь к реформированию школы?

-Профильное обучение, введение Единого государственного экзамена, развитие информационного пространства системы образования — все эти шаги ведут к повышению качества образования, персонализации, индивидуализации системы образования. То есть ведут к конкретному ученику с его конкретными проблемами и траекториями развития. Это радует.

-Как в современных условиях вам удаётся поддерживать и развивать инновации в школе, ставшей ресурсным центром?

-Скажу честно, это не просто. Мы ищем такие формы работы, которые были бы интересны коллективу педагогов и школьников и которые дают результат — высокий уровень обученности и воспитанности выпускника.

-Какую школу вы можете считать эффективной в наше время?

-Эффективная школа — это такая школа, где доминирует ресурсный подход. Кстати, ресурсы — не только деньги. Первый и главный — это квалификационный ресурс персонала. В нашей школе всё держится на коллективе — добросовестном, профессиональном. Это сказывается на ежегодном росте числа учащихся, результатах обучения и воспитания детей. Мы поддерживаем участие наших школьников в различных исследовательских проектах, да и сами присоединяемся к ним.

В 2009-2010 учебном году у нас было 17 призёров региональных предметных олимпиад, много участников и призёров различных конкурсов и смотров. Ребёнок устроен так, что он всегда найдёт время для того, что ему интересно. А наше дело — предложить, направить, создать условия.
-Как вы думаете, какой главный урок всем нам даёт ЕГЭ? Его ругают, его боятся, идут постоянно разговоры о том, что его отменят…
-Скажу с полной уверенностью, что новый вид единой государственной аттестации учит не быть «халявщиками», требует полной самоотдачи ученика и учителя. Это главный урок ЕГЭ. Он просто обязывает дать хороший результат.

Естественно, при подготовке к ЕГЭ учительскому коллективу нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс, учить не класс, а ребёнка. Особенно это касается учащихся третьей «ресурсной» ступени, 10-11 классов, их подготовки к государственной аттестации.

Как правило, по окончании второй ступени, 9-го класса, у детей есть определённая эйфория. А в 10-ом им приходится браться за учёбу засучив рукава.

Мы поступаем с детьми честно: мы говорим, что им: надо потрудиться, что только они сами могут добиться желаемого результата — сдать ЕГЭ, не натаскиваем, не ставим завышенных оценок.

Учащиеся испытывают трудности мобилизации, а у педагогического коллектива нет времени на раскачку — ему нужно работать на результат. Рождается конфликт устремлений и ценностей. Есть и третья действующая сторона этого процесса — родители. Мы говорим родителям: ребёнок должен сам добиться результата, а мы можем ему лишь помочь в этом. Если он успешно преодолеет этот период, тогда он будет успешным в вузе. К сожалению, ещё не все родители понимают, что высокий уровень требовательности и педагога, и родителя означает высокий уровень любви к своим детям.

Результат достигается благодаря педагогическим кадрам. Многое делают учителя, проводя большую индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися и с теми, у кого высокий уровень способностей. В прошлом учебном году Елена Прищепа, наша выпускница, получила за экзамен по русскому языку 94 балла. «Серебряной» медали удостоилась Диана Матвейчук.

-Сколько 10 классов вы набираете в новом учебном году?

-Три класса, пока поступило 64 заявления. Девятые классы показали хорошие результаты, сдавая экзамены по новой форме. Но многие дети, которые учатся на «4» и «5», уходят из школы и поступают в колледжи в Мурманске и у нас в районе. Рациональное зерно в таком подходе есть: профессиональное образование сегодня востребовано как никогда. Окружающий нас мир создан руками людей рабочих профессий, а не отдельных менеджеров. Нужны рабочие и среднее звено руководителей, которых все эти годы практически не готовили. Вопрос понятен, определяется политикой правительства. Отношусь к нему положительно. Но как директору ресурсного образовательного центра мне обидно терять способных ребят.

В данном случае родители и дети желают получить страховочный результат в виде диплома о среднем профессиональном образовании. Ребёнок, заканчивающий колледж, обязательно получит диплом и право сдать ЕГЭ, а значит — получить сертификат для поступления в вуз. В 11-ом классе учащийся может получить справку вместо аттестата, если не сдаст два обязательных экзамена или один повторный обязательный экзамен.

-У вас были такие «несчастные случаи»?

-Нет. Такого не случалось. У нас сильный педагогический коллектив. У нас лучшие в районе учителя русского языка, отличные математики. Мы приглашаем учителей высокого уровня квалификации из других школ на работу по совместительству именно в ресурсном центре. В этом году ушла на пенсию учитель химии и биологии, поэтому мы сделали заявку на вакансию в министерство образования, и к нам приезжает новый молодой учитель.

-Будем надеяться на пополнение вашего учительского коллектива квалифицированными молодыми кадрами. А сколько придёт к вам «первоклашек»?

-Очень ждём первые классы, надеемся, что их будет два, то есть 50 человек. В этом году набирает первый класс Лидия Васильевна Шибалова — её дети заняли почти все призовые места на районных олимпиадах по математике и по русскому языку среди выпускников начальной школы в истекшем учебном году. Второй учитель начальной школы, А.С. Солдатенко, имеет вторую категорию, 6 лет педагогического стажа, второе высшее — психологическое — образование. Лучшего желать для встречи и подготовки детей не приходится.

-Для успешного обучения и воспитания детей нужны хорошие условия. Что вы делаете для того чтобы детям в школе, при их нагрузке, было комфортно?

-Создавая условия для развития каждого ученика, мы постоянно стремимся совершенствовать материально-техническую базу и инфраструктуру школы. У нас оборудованы 2 современных класса информационных технологий, 3 класса интерактивного обучения. Отремонтировали 7 учебных кабинетов, пищеблок, в котором установили современное оборудование, обновили интерьер.

Этим летом своими силами ремонтируем фасад школы, учительскую и медицинский кабинет, для которого в соответствии с современными требованиями выделили достаточно просторное помещение. Для первоклассников уже отремонтированы два класса. Всё делаем силами технического коллектива. Я искренне благодарен Т.А. Стрельченко, Е.В. Минебаевой, О.В. Савченко, Т.А. Сатлайкиной, Н.М. Гупановой, Г.Н. Жуковой, В.А. Туманову, Л.В. Пудровой, Т.И. Кокшаровой, Е.Н. Седовой, А.В. Сепичеву, заместителю директора по АХЧ М.А. Харченко за подготовку школы к новому учебному году.

-Александр Владимирович, по вашим наблюдениям, как сегодня дети относятся к школе?

-На протяжении многих лет благодаря анкетированию и тестированию мы отмечаем высокий уровень воспитанности своих учащихся. Есть дети, стоящие на учёте, но их стало гораздо меньше. Это работа, которая, вы понимаете, в один день не делается. Это плоды кропотливой работы учителей, классных руководителей с родителями и детьми. То есть сложилась система работы с ними, которая даёт результат.

Когда открыли на базе нашей школы ресурсный центр, не скрою, были опасения, но было приятно, что дети, вновь прибывшие в школу, успешно акклиматизировались и приняли наши ценности.

-Как бы вы охарактеризовали основные ценности вашего школьного коллектива?

-Они определяют уклад жизни школы: уважение к старшим и забота о младших, взаимопонимание и взаимовыручка, сотрудничество и стремление к познанию, поиск новых путей и самосовершенствование. У нас развито ученическое самоуправление, успешно на протяжении 8 лет работает Школьная демократическая республика, в которой избирается президент, действует правительство. Всё по-взрослому.

-Неужели вы делитесь властью с избранным президентом?

-Демократическая республика является рупором детских и молодёжных проблем и начинаний. Проблемы и начинания сами «приходят» в кабинет директора. Выслушиваю «республиканцев», и вместе принимаем меры по реализации новых идей. Это дисциплинирует, накладывает ответственность, создаёт реальное правовое пространство. Помогает всем субъектам образовательного процесса чётко осознавать свои права и обязанности. Очень эффективная вещь.

В этом году мы, учителя и обучающиеся, родители и выпускники, на День учителя будем отмечать 50-летие нашей школы. Подведя итоги деятельности за эти 50 лет, мы понимаем, что не менее значимые задачи стоят перед коллективом и в будущем.


Г. Быстрова.
Фото автора.
 


КОММЕНТАРИИ (1)
02.09.2010 16:26 - Никель
Морозов- не человек, а редискааааа!
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru