Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
28.07.2010 Выпуск 2245 | Россия | В.Волин
Светоч земли русской

Православный календарь

28 (15) июля 1015 года русская православная церковь отмечает память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Именно в этот день в Киеве скончался великий князь Владимир Святославич Рюрик, сын Игоря и Ольги, и был похоронен в отстроенной им Десятинной церкви. (Скончался как-то уж очень неожиданно и для некоторых весьма своевременно).

Позже Десятинная церковь горела, отстраивалась вновь, но место упокоения князя до поры было утеряно. Его мощи были обретены нетленными в 1635 году. Тогда состоялась канонизация с признанием его святым и равноапостольным, т.е. равным апостолам, ученикам Христа. А день кончины стал отмечаться ежегодно как День памяти святого равноапостольного князя Владимира, во святом крещении Василия. И ещё один раз в году, во вторую неделю Великого Поста мы соборно вспоминаем его вместе в Соборе преподобных старцев Киево-Печерской лавры и всех святых, в Малой России просиявших.

НАЧАЛО

Когда кого-то возводят в сонм святых, первое желание — пристальнее вглядеться в биографию этого человека: какой же святостью своих деяний при жизни он так «отметился», что ему выпала подобная честь. И чем древнее события, тем причудливее переплетаются события истинные с легендами. И для кого-то становится «утешением» вдруг узнать, что святой был при жизни-то не так уж и свят, если не сказать больше. Тем более что общеизвестно: у людей при власти грехи обычно «покруче», чем у простых смертных.

Вот и Владимир в этом смысле был, как говорится, дитя своего времени. К тому же его жизнеописание так густо перемешано былями-небылицами, разночтениями дат тех или иных событий, что мы не будем здесь хронологически излагать его жизнь. Тщетно это, да и не к месту. Остановимся лишь на некоторых событиях.

Сын Святослава и ключницы Малуши Владимир родился (так указано в некоторых источниках) в 963 году. Матери своей он не знал, так как великая княгиня Ольга (жена Игоря) отослала Малушу из Киева и сама стала воспитывать внука. Он был третьими «незаконнорождённым» сыном, так что Владимиру ничего особо «не светило». (Впрочем, в те времена при царившем многожёнстве и гаремах детей не делили на бастардов и законных; достаточно было признания новорождённого отцом, и тот входил на общих правах наследования.)

После смерти в 972 году Святослава борьба за киевский стол между братьями была предопределена. И в 975 году Ярополк, старший сын, «сел на Киев», Олег, средний сын, стал княжить у древлян, а Владимир со своим воеводой-воспитателем отправился в Новгород.

В 977-м Ярополк, пожелав увеличить свои владения, выступил против Олега (тогда да и позже это было обычным делом промеж наследников), разбил его дружину, и сам Олег при отступлении погиб.

Поняв, что «запахло жареным» Владимир бежал «за море» (к варягам), так что Ярополк, не встретив сопротивления, овладел и Новгородом.
Но через два года Владимир вернулся с варяжской дружиной и открыто заявил: «Владимир идёт на тебя, готовься с ним биться!». Может, вспомнил рыцарский обычай отца, который открыто оповещал врагов: «Иду на вы!». Однако «игра в рыцарство» продолжалась недолго. Когда взять штурмом Киев не удалось, Владимир пошёл на хитрость. Пригласил к себе Ярополка якобы для мирных переговоров, где того «в шатре Владимира два варяга подняли мечами за пазуху». И если междоусобицы были тогда не в диковинку, то это был первый случай вероломного братоубийства».
Так в 980 году Владимир сел на великий киевский стол. Дальновидно распустил «чужеродную» варяжскую дружину, набрал славянскую, преданную и стал последовательно и целенаправленно расширять свои владения.

МУЖАНИЕ

Владимира нередко сравнивали с Соломоном, но говорили: «Соломон – мудрец, но в конце концов погиб, а Владимир — невежда, но по конец обрёл спасение».

После убийства брата Ярополка Владимир сделал его жену (уже вдову) наложницей. Собственно к вопросу о жёнах и наложницах — это тема отдельная. Достаточно вспомнить его поход на Киев, когда он походя захватил Полоцк и взял себе в жёны дочь полоцкого князя Рогнеду, хотя уже была у него жена-варяжка Аллогин.

Отличался удалью. Многажды ходил против различных племён и даже свои поражения умел оборачивать в заслугу. Так, когда был побит печенегами и бежал, то обещал в случае спасения поставить здесь церковь. Так и сделал, воздвигнув церковь Преображения Господня (именно в этот день случилось его спасение).

Как записано в летописи, «словенские племена от Карпан и Немана и города Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали называться русскими».

И (главное!) было КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Именно так. Всё с большой буквы. Но это уже другая история и в будущем, возможно, мы к этому ещё вернёмся.


В. Волин
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru