Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
12.06.2010 Выпуск 2233 | Неопред. | В.Волин
Двадцать лет спустя

Можно было бы (даже наверняка) для этих размышлений (так, мыслишек на черновике) найти более точное, ёмкое и однословное название (что в газетном деле немаловажно). Но захотелось каким-то боком прислониться к бессмертной классике. Оправданием сего незатейливого плагиата может служить то, что и тема наших раздумий вечная, в некотором роде. Впрочем, я не обязан и не буду ни в чём оправдываться…

Худо, ох и худо мы знаем нашу Историю. И речь здесь не о преданиях старины глубокой, а о дне буквально вчерашнем (что такое 20 лет в историческом аспекте? – это даже не вчера, а несколько часов назад!).

К примеру, у нас более на слуху Декларация независимости Североамериканских штатов, принятая в Америке 234 года тому как, нежели Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая в России 20 лет назад. Парадокс…

В преддверии праздничной даты – Дня России – побежали первые мысли в скрученных параллелях. И был первый позыв – и записать также. Но, устоявшись и сев в осадок, мысли легли в более удобоваримую последовательность – ТАМ и ТУТ. Вот так и запишем. А там видно будет, что получилось…

ТАМ

4 июля 1776 года была единогласно принята 13 штатами Америки и одобрена Конгрессом Декларация независимости. Для её подготовки ранее была создана специальная комиссия, в которую вошли Д. Адамс, Р. Ливинсгтон и Ф. Шерли. И в отличие от наших «безымянных» документов, автор этого эпохального творения известен. Это был философ и политический деятель Т. Джефферсон.

«Все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу, и на стремление к счастью». Так патетично начинался этот меморандум. А далее следовало: «народ вправе изменить или упразднить и установить новый государственный строй», и – «право и долг народа свергнуть правительство, обнаруживающее стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».

Кажется (знатоки истории поправят, если я не прав), но это был единственный в истории документ, официально признающий и допускающий революцию как средство изменения государственного устройства. Ни до, ни после никто из революционных зачинателей, придя к власти, не утверждал ничего подобного. Это ведь как курить на пороховой бочке (революция – оружие обоюдоострое, а «Сатурн пожирает своих детей»…). А американцы «закурили»…

Таким революционным пафосом проникнута вся Декларация.

«История правления ныне царствующего короля Великобритании (царствовал тогда Георг III – В.В.) – это история беспрестанных злоупотреблений и насилий». Далее следовал перечень «грехов» царствующей особы, завершаемый закономерно и логично:

«Наши соединённые колонии отныне являются, и по праву должны быть, свободными и независимыми Штатами, они полностью освобождаются от верности Британской Короне». Вот так — не больше и не меньше. А в заключение следовала своего рода коллективная присяга:

«С твёрдой верой в покровительство Божественного Провидения мы даём взаимный обет жертвовать своими жизнями и своим состоянием и свято блюсти нашу честь».

В августе 1776 года Декларация была подписана 56 делегатами Конгресса.
А день 7 июля стал официальным государственным праздником США.

ТУТ

12 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Было заявлено, что съезд, «выражая волю народов», «провозглашает государственный суверенитет РСФСР на всей её территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР» (из декларации).

Знакомые, прознав, над чем я сейчас заморочиваюсь, с плохо скрытой ехидцей вопрошали: «И что за зверь такой, СУВЕРЕНИТЕТ? И если это независимость, то от кого-чего Россия в одночасье стала независима?». Вопросы риторические, безответные. Но подумать есть о чём, да и вспомнить кое-что. Без игривого стёба, но и без тугоплавкой зауми.

Если обратиться к правовой лингвистике, то дословно суверенитет – от французского souverainete – верховная власть. В государственно-правовом смысле этот термин был впервые введён французским учёным Ж. Боденом в XVI веке. И использовался в борьбе против абсолютизма. Соответственно, народный суверенитет означает полновластие народа. Это так, для справки.

В случае с теми же Штатами всё понятно: штаты боролись за власть и независимость от британской короны. Здесь этот термин вполне уместен, хотя, как видно из текста американской Декларации, тогда не использовался. Значит, округляя, суверенитет – это независимость и борьба с деспотизмом. Но вопрос – как это соотносится с Россией 1990 года, тогда РСФСР, одной из пятнадцати равноправных и независимых союзных республик? Да и первая статья Декларации оглашает, казалось бы, очевидный и бывший всегда факт: «РСФСР есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами». А статья 4 указывает, что «государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах». И здесь – кто спорит? И разве не те же ценности были провозглашены ещё в 1918 году? Что же ещё?

Чем дальше мы уходим от тех дней, тем труднее понимается всё новым поколением, в 90-х ещё только родившимся или задумываемым. Да «мутят воду» ещё и разные прохиндеи от политики. Либо по глупости (это ещё полбеды). Либо (что серьёзно) целенаправленно в «шкурных интересах», сами-то всё понимая, но дуря других. Не было (с 1917 года) и нет у нас выраженной территориально метрополии и стран-сателлитов (колоний), как в случае с той же Британией.

Но (!) вот статья 5 Декларации объясняет одну из гарантий суверенитета как «право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР». А статья 7 декларирует, что «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР (но, опять же!) в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанном на нём законодательством». ВОТ!

Россия, в тогдашней аббревиатуре «РСФСР», была лишь одним из 15-ти вассалов «виртуального» монстра, сокрытого за буквицей «СССР». С вполне материальными представителями власти – от Президента СССР (первого и последнего, кстати) и далее вниз по вертикали, – в руках которых была реальная, всеобъемлющая власть, не снившаяся ни одному монарху. Кстати, воинствующие националисты, отстаивая свою «самостийность» и «незалежность», ратуют за некую независимость (значит, была зависимость?) от… России. Чушь! Или провокация.

В год принятия Декларации ещё был всесильный Союз (ВПК, силовые структуры, политика и т.д.). Желая избежать конфронтации и гражданского столкновения (история не раз показала, как страшна смута внутри России), авторы Декларации не раз аккуратно «расшаркиваются» перед Союзом, тогда ещё «Хозяином». И всё же, несмотря на «холопские» закидоны, Декларация прописывает (статья 12), что «РСФСР гарантирует всем гражданам… равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами».

Так что, этот день, 12 июня, с полным основанием к тому, как мы себе уяснили, Указом президента РФ (новая государственная аббревиатура России с «исчезновением» в 1991 году Союза) от 2 июня 1994 года был объявлен праздничным. И по Трудовому кодексу этот день стал нерабочим. Иногда люди путаются в его определении. Называют его по американскому типу Днём независимости. Назвать же Днём суверенитета язык не поворачивается. Хотя мы и «дрессированы» в новоязе: ваучер, дефолт, монетаризация, реструктуризация и т.д. и т.п. Нашли общее название празднику – День России. Пафосно, красиво, но, к сожалению, не объяснимо…

P. S. Декларации о независимости и о суверенитете являлись государственно-политической предтечей Конституций.
Конституция США была принята Конституционным конвентом 17 сентября 1787 года и одобрена 55 «отцами-основателями», как их называют, государственного устройства Америки. Началась предвыборная президентская кампания. А 30 апреля 1789 года был избран первый президент США Д. Вашингтон.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

(На заметку любознательным: первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года на основании утверждённой ранее в январе того же года III Всероссийским съездом Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.)
Но это уже другая история. О чём можно поразмышлять к соответствующей дате…


В. Волин
 


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru