Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
13.02.2010 Выпуск 2199 | Россия | В.Волин
В преддверии

Православный календарь

Масленица заканчивается сырной неделей (ещё этот день называют Прощёным (прощальным) воскресеньем). Хоть и движутся к завершению, но ещё продолжаются праздничные действа. И основное зрелищное из них – сжигание чучела Масленицы, которая символизирует зиму. И вспыхивают разом на пригорках масленичные костры. Пламенем изгоняется зимняя стужа. Вот отполыхает огонь, и проглянет будто сквозь тепло гаснущих углей весна-радость, настолько же желанная, насколько долгожданная…

Последний день перед Великим постом как бы преломляется надвое. Есть зрелищная и праздничная его часть. И есть содержательная духовная составляющая.

Последний день перед постом — заговенье или заговины (в обоих случаях ударение на первую гласную). (Из толкового словаря В.И.Даля: «От глагола говеть, т.е. начинать поститься, прекращать скоромную еду, отказываться от каких-либо удовольствий на время поста, готовиться к исповеди и причастию.)

Это время, когда Церковь зовёт к одному из семи церковных таинств – покаянию (прощению нам грехов), как единственному (и, можно сказать, универсальному) средству избавления от гнева и суда Божия. «Утолим душевныя страсти, препоясавшееся добрым поста подвигом», – звучат в этот день в храмах напутственные слова.

Начало поста пусто без прощения людям их согрешений и неосужденном отношении к ближним. А потому, примирение со всеми, отпущение и прощение всем согрешений пред нами есть первое, главное и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Отсюда и установилось испрашивать в этот день друг у друга прощение, ходить на могилы умерших с той же целью.

Стало обыкновением посещать в это воскресенье сродников и знакомых, прося у них прощения и благословения. Ещё вошло в обычай дарить друг другу особые хлебы, испеченные именно к этому дню (по примеру особых куличей на Пасху). В этом проявление заговенья (но, заметим, отнюдь не в том, чтобы нажраться как в последний раз и аж до помутнения в мозгах, что, увы, тоже случается средь нас).

Так что, будем в прощёное воскресенье скромно заговляться традиционными для Масленицы блинчиками с мёдом, вареньем, сметанкой. И будем, следуя чину прощения, с одариванием друг друга подарками (как знак примирения), с низким поклоном и поцелуем, от души и чистого сердца говорить слова: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват пред тобою».

Так случилось, что в этом году первый день Великого поста, чистый понедельник, 15 февраля, день не постный. Потому как совпал он с двунадесятым праздником – Сретение Господне. Сретенье означает встречу. Вообще, этот праздник много чего означает, и по истокам, и в богословской интерпретации, и по бытовому раскладу. Он полон, можно так отметить, символов и метафор. И раскрыть всё и вся здесь не представляется возможным.

В православной церкви есть чин воцерковления. Он исполняется и сегодня.

На 40-й день мать приносит младенца в церковь, где на пороге их встречает священник (о том договорённость заранее). Он берёт у неё младенца и произносит над ним молитву «Благослови, Господи, младенца…». После чего со словами «воцерковляется младенец (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» совершает младенцем крест у храма. Ещё раз – посреди храма. И в третий – в алтарной части (если это мальчик, то его заносят в алтарь, а если девочка, то её оставляют у Царских врат). После чего младенца кладут перед Царскими вратами, подходит мать и берёт его на руки. Священник при этом читает молитву старца Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Так после таинства Крещения (принадлежности к Церкви) ребёнок вводится в единое церковное семейство (воцерковляется). К сожалению, этому церковному правилу (обряду) по незнанию мало кто следует сегодня…

У праздника есть ещё названия – Сусретьев день и Громницы. Первое отражает народное наблюдение, что Сретенье, подобно Покрову (14.10), выпадает на межсезонье. «Покров не лето, Сретенье не зима». Второе связано с ещё одним обычаем: освящать в этот день на службе в храме свечи, которые потом приносили домой. Их называли громницами. Считалось, что они обладают магической силой. Дома свечи зажигали и обходили с ними и молитвой вкруг праздничного стола, заходили с ними в хлев, освящая как бы тем домашнюю скотину, клали их за божницу (как оберег от злых духов) и вновь зажигали во время грозы (что отводило, по поверью, молнии).

И ещё раз отметим для себя: этот праздник сегодня в чистый понедельник – последнее послабление перед Великим постом. А далее – будем говеть, душой и телом…


В.Волин

 


КОММЕНТАРИИ (1)
06.03.2010 11:59 Православный
для В.Волина,автора этой статьи:
начало Великого поста в этом году было перенесено на воскресенье, а не на понедельник, как Вы пишите.сверяйтесь с Патриаршим календарем или с приходским священником,чтобы не вводить людей в заблуждение.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru