Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
10.02.2010 Выпуск 2198 | Россия | В.Волин
Народ хочет праздника!

Православный календарь

«Ранняя» Пасха (ещё раз напомним себе: в этом году она будет 4 апреля) пока не оставляет времени настроиться на продолжительный серьёзно-деловой рабочий ритм. Ещё свежи в зрительной памяти крещенские фейерверки. Во рту послевкусье от «святочных забав». Всего лишь две с половиной недели выпало в нынешнем году на «свадебные заморочки» (по исконной традиции – от Крещения до Мясопуста). Ан, глядь, а на дворе (на улице, в дому, в душе и т.д.) снова праздник! И это правильно, как имел обыкновение приговаривать «гробовщик социализма». В жизни всегда должно быть место празднику!

Восьмая неделя перед Пасхой на православном календаре именуется сырной сплошной седмицей. Сырной потому, что согласно православным канонам вступил в силу запрет на мясо (подробнее см. «Печенгу» №8 от 6.02.2010 г.). Значит, основной упор в еде (в смысле поглощения жиров) делается ныне на молочную продукцию (сыр, масло коровье, молоко, творог, яйца и т.п.). А сплошная она потому, что в исконно постные дни – среду и пятницу – в эту седмицу постного ограничения нет. В народе её называют Масленицей. И нынче она – с 8 по 14 февраля.

ВСТРЕЧА

В празднике этом (и весь антураж его тому подтверждение) переплелись языческие, христианские и самобытные мотивы. В калейдоскопе праздничных обычаев зачастую трудно докопаться до корней отдельного «правила». (Как, например, объяснить такое обыкновение, привнесённое и утверждённое нашими «европеизированными» монархами Петром I, Елизаветой и Екатериной II – возить по улицам столицы большой корабль с парусами, установленный на ряд саней; всё это тянули до 20 лошадей, впряжённых цугом; а на корабле том – г-жа Масленица, медведь, скоморохи.) Да и стоит ли доискиваться, когда есть такой весомый повод просто расслабиться, отдохнуть и широко повеселиться!
«Хоть себя заложи, а Масленицу проводи». Так устанавливали наши пращуры, так и делали. И считали, что неучастие в масленичных гуляньях – к житью в горькой беде, и жизнь худо кончить (во как! тогда подчеркнём это себе ещё раз в памятку: предки, они не глупее нас с вами были, знали, что говорили, ведали, что делали). «Масленица годовая,/ гостья наша дорогая!/ Она пешей к нам не ходит,/ всё на конях приезжает!» И встречали, и отмечали праздник от души, по-русски.

Несмотря на «привязку» к «плавающей» пасхальной дате, а значит, раньше или позже, но всегда это был некий рубеж (символический), отделяющий зиму от лета. И все праздничные ритуалы ориентированы были на то, чтобы закончились зимние тяготы, и наступила весна. В том и символы праздника. По домам распевались (почти как на святки) под балалайки и рожки масленичные колядки (кстати, «коло» – это от уменьшительного, старославянского, значит «солнышко»). Вот в центре ярмарочной площади – большой столб с колесом (то символ солнца). Ряженая из соломы кукла, суть Масленица (она символизировала зиму и в конце праздника её сжигали). И обязательный «солнечный» кулинарный атрибут праздника – блины (круглые и румяные, как раннее солнышко).

Каждый день праздника – со смыслом и наособинку: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка.

Первые три дня можно считать подготовительными: завозили дрова для масленичных костров; из снега строили горки, которые заливали водой и украшали флажками и фонариками; устраивались целые снежные городки, которые становились местом действия праздничных забав (свеж в зрительной памяти образ картины Сурикова «Взятие снежного городка»); прибирали дома и избы. Впрочем, печь блины (всенепременнейшее действо праздника!) начинали уже с понедельника, а опару на них ставили ещё с мясопустного воскресенья. И первые масленичные блины по традиции – в слуховое окно на чердаке (это на помин умершим сродникам) и нищим. Так что, лакомиться блинами да оладушками начинали ещё до среды-лакомки. Ну а в среду, тут уж застолье – объедаловка (опять же, широко, по-русски, не на один день). Отличительная черта праздничного стола – обилие жирной пищи (это при отсутствии, ещё раз отметим, мясных блюд!), и всё обильно заливалось пьянящими напитками, преимущественно шипучими (говорят, «отпускает» получше мезима), среди которых главенствовало пиво, но были на столах и квас, и сбитень.
Посмотреть, – словно впрок перед Великим постом хотят набить люди утробу. Но нет, понимали все, что «сделать запас» в себе – дело зряшное, ничего не получится. Просто, обычай, традиция, да и во все праздники гулял, ел и пил российский люд всегда так: от души и от пуза.

ЗАБАВЫ

Далее катится праздничным колесом Масленица. Четверг – широкий, разгуляй-четверток; пятница – тёщины вечерки; суббота – золовкины посиделки.

Непроизвольная ассоциация: Масленица – ярмарка (со всей присущей ярмарке атрибутикой; и даже если не бывал на такой, всё равно как-то «рисуется»). Вот торговые ряды, лавки-завлекалки, там – скоморохи потешничают. Забавно, как «люди-кошки» ловкость показывают, пытаясь по обледенелому столбу босиком добраться до колеса, на котором приз – сапоги (!). У ледяной горки под свист и улюлюканье град снежков встречает всех съезжающих. Внизу на долгом ледяном разливе их с саней сбивают, и вот уже – хохочущая и визжащая (а как же без бабьего визга?) «куча-мала». В стороне на скользком бревне сидючи сбивают лихие «витязи» друг друга мешками, набитыми соломой (не столь мешок тяжёл, сколь неуклюж, так что тут уж не силой, а хитростью и уменьем брать надо).

Вот начался штурм снежного городка, после чего победители и побеждённые вместе и весело в застолье отпразднуют эту «битву». А чуть дальше, на лугу (равнине снежной) или у реки разворачиваются кулачные бои. Да нет, это не просто драка (пусть даже и по праздничному заказу) и даже не «бой без правил». Правила здесь и боевой регламент самые непреложные и строгие. Оттого, может, и окончание боёв самое мирное, и нет летописных записей, чтобы чей-то проигрыш оборачивался долгой вендеттой. Ах, нет формата, чтобы рассказать об этом и многом другом подробнее: настолько всё интересно, в чём-то поучительно, разно и образно!

Взять те же взаимные гостевания – непременный атрибут Масленицы. На родственном уровне их «протокол» был прописан, как говорится, от и до. (Так что, даже краткая передача всех гостевых установлений – это, как минимум, двести печатных знаков.) Ну а то, что традиции эти были непреложны и люди им следовали, наглядно прочитывается в собственных названиях пятницы и субботы.

Праздник неостановимо (как колесом с ледяной горки) катится к завершению. Остался последний день. Это прощёное (или прощальное) воскресенье. День символических проводов зимы. Отчего так, и как это происходило (а в чём-то повторяется и происходит и ныне), обо всём этом разговор в следующий раз, а посему…

(продолжение следует)
В.Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru