Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
31.10.2009 Выпуск 2172 | Неопред. | В.Волин
Три апостола

Православный календарь

Окончание. Начало в №2165 от 7.10.2009

Уходящий октябрь оказался столь насыщен разномасштабными событиями, что не все смогли найти вовремя и в должной мере отражение на страницах районной газеты: увы, условия газетного формата неумолимо жёстки. Потому и ряд дат оказался за печатным полем. Между тем, разговор, начатый 7 октября о первом из трёх апостолов, особо чтимых Церковью в этом месяце— евангелисте Иоанне Богослове, требует, с одной стороны, какого-то логического завершения. А с другой, это рассказ о людях столь значительных, что не вспомнить о них пусть не в каноническом, но в мирском контексте было бы большим упущением. А посему, пусть и с опозданием, чем никогда, мы завершим сегодня начатое нами краткое воспоминание о трёх апостолах, отмеченное в месяц листопада первым (а в Заполярье – окончательным) зазимьем.

19 октября (понедельник). День памяти апостола Фомы.

Лишь только произносится это имя, как непроизвольно рисуется некий абстрактный образ «Фомы неверующего». И поныне расхожий в разговорном обиходе, назидательных байках, спичах. Что ж, что было – то было... Но не всё так однозначно. Ведь Фома входил в «первый круг» приближения Учителя. Так, может, было в случившемся с ним некое предназначение свыше?

Его нет среди тех, кто первосвидетельствовал о воскрешении Иисуса Христа. Перед ним оказалась другая задача – сначала публично усомниться, чтобы тем закрепить веру в случившееся, чтобы прозвучали слова: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны будут те, кто не увидит, но уверует».

Его нет у смертного одра Марии. Он прибудет позже и необъяснимо (?!) из дальнего странствия после похорон. И для него откроют уже запечатанную гробницу. И ему (а с ним – всем остальным) открылось таинство – отсутствие во гробе тела Богоматери. Так он стал провозвестником откровения Её воскрешения (каковое случилось ранее с Её Сыном). Такими вот «печатями» отмечается миссия Фомы.

Что же касается проявлений слабостей человеческих, так они были у всех апостолов. Вот, к примеру, и «каменный» Пётр неоднократно превращался в «зыбучий песок», образно выражаясь. И именно от этой «низшей точки» мы и отмеряем «высоту взлёта» каждого.
Местом миссионерства Фомы была Индия. Множество христианских общин на северо-западе этой страны, по правую сторону от Ганга, так странно «вклинившиеся» в повсеместное и, казалось бы, непоколебимое вероисповедание Вишны, – это «следы» Фомы. А ещё – множество легенд о нём, о его «терниях и звёздах», что легли на проповедническом пути апостола во враждебном мире иноверцев. Предания (что вымысел? что факт?) донесли до нас свидетельства о последнем подвиге его жизни. Разнятся подробности и даже разные указываются места гибели Фомы, но все едины в одном – он достойно и твёрдо принял мученический венец.

31 октября (суббота). День памяти апостола и евангелиста Луки.

Первая непроизвольная ассоциация с этим именем – кинокартина «Возвращение святого Луки», в которой, правда, правдивой была лишь сама картина, написанная по преданию в автопортретной манере самим Лукой (блистательная и запоминающаяся игра актёров не в счёт). Следующая ассоциация – это Евангелие, названное его именем, которое он написал в 61-62 годах, будучи с Павлом в Риме, по просьбе верующих, и Книга Деяний апостолов, написанная им позже. Но и это лишь подводит к завесе, за которой сокрыта яркая и многогранная личность.

Про таких людей говорят: кому много дано, с того много и спросится. А Луке было дано много – знаток еврейского закона, римского права, греческой философии, врачебной науки, он обладал даром к живописи и врачеванию. А ещё он родился в нужном месте (Антиохия, Сирия) и в нужное время. Он слушал Мессию в Иерусалиме, после чего единожды и бесповоротно уверовал в Него. Позже он написал по памяти образ Иисуса Христа. Говорили, что написанный им образ нравился Марии, что, видимо, подвигло Луку к новым художественным работам. Он первым и «с натуры» запечатлел образы Богоматери, Петра, Павла, заложив тем основы иконописи. Беседы же с ними легли в основу его Евангелия, а путешествия с Павлом – в книгу Деяний святых апостолов.

Кроме своей родины Антиохии Лука много благовествовал по древнему миру. Несколько лет он проповедовал с Павлом, а после его гибели продолжал миссию в Италии, Галлии (Франции), Македонии, посетил Ливию и Верхний Египет, немало потрудился на устройство Церкви Христовой в Беотии (Греция), где в образующихся общинах рукополагал священников и диаконов, занимался врачеванием, исцеляя больных. Здесь, в Греции, в ахейском городе Фивы (Патры) он и принял мученическую смерть: был распят на оливковом дереве (за неимением под руками палачей креста и с эдаким палаческим юмором). Было ему тогда чуть более 80-ти лет от роду.

Память о нём осталась жива не только в воспоминаниях современников и потомков, в его работах, рукописных и художественных. Его образ оживал в деяниях людей в последующие века (причём, не только в делах сугубо уголовных, о чём мы упомянули в начале этого рассказа). К примеру, во время своего миссионерского визита в Севастию, где хранились мощи Иоанна Крестителя, жители дали ему часть мощей – одесную (кисть правой руки) пророка, которой тот крестил некогда самого Иисуса Христа, – и Лука принёс святыню в Антиохию. Потом святая реликвия совершила многовековые путешествия: Халкидон – Константинополь – Родос – Мальта – С.-Петербург. Рядом с этой историей даже такие общепризнанные мастера исторического авантюрного романа как Дюма или Акунин отдыхают. Ну а в нашем сегодняшнем воспоминании это были бы уже другие истории…

Думается, Луке было чем отчитаться перед Всевышним за данный ему Дар Божий…


В.Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru