Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Системные ошибки местного самоуправления Никеля и Заполярного

Критическая ситуация в коммунальном комплексе Никеля весь сентябрь будоражит Печенгский район. Мне как главе соседнего муниципалитета и руководителю районного отделения партии «Единая Россия» не безразличны коммунальные проблемы никельчан.

16 сентября в Никеле работала комиссия по указанной проблеме во главе с заместителем губернатора Мурманской области О. Тигуновым. Я присутствовал на этом совещании и к его окончанию сформулировал для себя основные пункты причин и следствий обсуждаемой проблемы.

Последним фактом стала фраза Владимира Михайловича Маруженко: «У меня нет на это бюджетных средств» (речь шла о ремонте теплотрасс и перспектив содержания котельной).

На вопросы журналистов по окончании этого совещания у меня был один основной ответ – это системная ошибка. Для того чтобы сформулировать собственную точку зрения, я две недели собирал информацию и восстанавливал в памяти всю цепочку реформирования местного самоуправления в нашем районе, начиная с 01 января 2006 года, когда вступил в действие 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», когда были образованы четыре новых муниципалитета.

22 сентября я присутствовал на сходе жителей Никеля в ДК «Восход». В речах никельчан и ответчиков в основном звучали обида, боль и, извините за не литературное слово, «безнадёга». Ещё находясь в зале ДК, я решил изложить свою точку зрения на страницах районной газеты и обозначить собственное видение проблемы в хронологическом порядке и предложить возможные варианты выхода из кризиса. Итак, все по порядку:

Период №1 – Раздел муниципальной собственности района.

В 131-ФЗ законе есть две статьи — 14-ая и 15-ая, которые регулируют полномочия органов местного самоуправления на территории района и поселений. Ознакомившись с ними, вновь образованные муниципалитеты стали формировать свои претензии на имущество из районной казны.
Действие этого периода проходило долго и трудно и напоминало «отъезд» повзрослевших родственников из коммунальной квартиры в персональные «райские кущи». При этом акте расставания присутствовало непреодолимое желание забрать с собой как можно больше собственности «родителей» и их статуса. С позиции сегодняшнего времени видно, что у «отъезжающих» не было ни малейшего представления, на какие средства (бюджетная обеспеченность) всё это будет содержаться. Основными действующими лицами процесса были: от Заполярного — автор этих строк, глава администрации Б.В. Пищулин и 15 депутатов города, от Никеля — глава Л.В. Тимохина, глава администрации В.М. Маруженко и 15 депутатов посёлка. Нашими лидерами были многоопытные муниципальные служащие Б.В. Пищулин и Л.В. Тимохина.

Наиболее жаркие споры шли за встроено-пристроенные помещения, объекты культуры и спорта, библиотеки. По разделу помещений с 2008 года по настоящее время идут суды в различных инстанциях по взаимным искам. Культурные и спортивные сооружения перешли в поселения, библиотеки остались в районе. При этом необходимо отметить, что по ст.15 район вправе также исполнять полномочия в сфере оказания культурных и спортивных услуг населению. В 2007 году весной, когда этот вопрос рассматривался в Мурманской областной думе, мы (поселения) выглядели маленькими и обиженными, и областные депутаты отказали району в претензиях на ДК и СК и встали на нашу сторону.

Вся эта эпопея закончилась принятием Мурманской областной думой закона №858-01-ЗМО от 27 июня 2007 года «О решении вопросов местного значения вновь образованных поселений Печенгского района и разграничения муниципального имущества в 2008 году». По этому закону разграничено имущество района, и установлено исполнение всех без исключения полномочий согласно ст.14 131-го ФЗ с 01 января 2008 года.
Осенью 2007 года мы начали готовиться к «взрослой жизни» и формировать самостоятельный бюджет для исполнения собственных полномочий с Нового года.

Период №2 – «Бедные родственники».

Основу доходной части поселений составляют – подоходный налог граждан и доходы от использования имущества, в основном в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В результате оказалось, что собственных доходов на исполнение принятых на себя полномочий не так уж много. Финансы регулируются Бюджетным кодексом РФ – это закон, которому всё равно, сколько у поселения и района полномочий. В результате получилось, что бюджет Заполярного с Никелем на двоих менее 200 миллионов рублей, а у района около миллиарда рублей.

Бюджетная схема регулируется на федеральном и областном уровне с абсолютно идентичным подходом ко всем уровням муниципальной власти в России. А с наращиванием собственной доходной базы очень сложно, возможности ограничены суммами, не сопоставимыми с проблемами, особенно в сфере ЖКХ. Когда в 2008 году прошла эйфория от самостоятельного исполнения полномочий, моей первой мыслью было: как хорошо, что мы «не взяли» у района библиотеки, и у меня хватило аргументов убедить своих коллег не забирать их. Нам дополнительно, из собственных доходов, надо было бы выделять 6-8 млн. рублей в год на содержание библиотек в ущерб сфере ЖКХ города.

Вторая здравая мысль выражала сожаление – зря мы «взяли» ДК «Октябрь», бассейн «Дельфин» и СК «Строитель»: их собственные доходы мизерны, а из бюджета города на их содержание надо выделять более 20 миллионов рублей в год.

Результат таков — до 2008 года, когда за всю систему ЖКХ во всех населённых пунктах отвечал район, а теперь уже более полутора лет поселения (хорошо или плохо — у каждого жителя есть своё мнение), но факт остается фактом – таких сбоев не было.

Период №3 - Как исполнять полномочия ЖКХ.

3.1. Заполярный.
До 2008 года районный МУП ЖКХ (В.В. Источников) «закрывал» все муниципальные объекты района, включая Корзуново, Печенгу, Приречный и т.д. У этого МУПа была структура, отвечавшая за сбор платы за все коммунальные услуги, которые оказывались как физическим, так и юридическим лицам. Все собираемые финансы аккумулировались на счетах МУП ЖКХ, и в соответствии с ситуацией в районе закрывались вопросы, невзирая на то, кто, где и сколько заплатил коммунальных платежей. Уголь для маленьких муниципальных котельных, теплоноситель (мазут) для Приречного, Никеля и Заполярного и т.д. и т.п.

В.В. Источников в конце 90-х — начале 2000-ных, по сути, был антикризисным управляющим, и надо ему отдать должное — серьёзных проблем в эпоху нестабильности не было. Но при этом очень часто вопросы латания «коммунальных дыр» решались за счёт части средств, собранных для расчета с Кольской ГМК за отпущенное тепло в Никеле и Заполярном. КГМК несла многомиллионные убытки и никогда их, по сути, не предъявляла, даже в момент, когда стоял вопрос о закрытии комбината «Печенганикель» в середине 90-х годов.

В 2006 году КГМК при относительно нестабильной коммунальной ситуации в районе предложила районной администрации передать функции управляющей компании района от МУП ЖКХ в ООО «Теплоэнергосервис». При этом руководители компании декларировали, что весь сбор будет распределяться в равных частях по категориям оказываемых услуг, но в первую очередь они будут закрывать оплату тепла, генерируемого для Никеля и Заполярного. Фактически сделать прозрачным и понятным финансовый поток, в котором основное место занимает плата за теплоноситель (мазут). Взять лишнего, тем более в ущерб остальным коммунальным расходам «Теплоэнергосервис» не мог и не может, а если попробует, то руководство КГМК быстро «надает по рукам».

Городской муниципалитет в конце 2007 года планомерно готовился к принятию на себя обязанностей по исполнению полномочий ЖКХ. Мы не стали рисковать с частными компаниями и на основе коммунальных ресурсов, расположенных в городе, и действующего персонала районного МУП ЖКХ создали собственную систему МУПов, учрежденных городской администрацией. Персонал в своём большинстве дал согласие на переход в городские МУПы. Всю городскую систему ЖКХ возглавил В.В. Источников, заключивший контракт с главой администрации города.

Администрация города приняла и предложения от ООО «Теплоэнергосервис». Начиная с 2008 года и по настоящее время город работает по данной схеме. Да, у нас есть долги за тепло, да, у нас есть конфликт по предъявленному перерасчёту за 2008 год, да, мы судимся, но у нас есть главное — тепло в квартирах, и нам никто не угрожает отключением и санкциями. Договор с ООО «Теплоэнергосервис» в Заполярном заканчивается 01 декабря 2009 года, и в настоящее время нашей администрацией ведётся активная работа по передаче указанных функций ООО «Теплоэнергосервис» в городской МУП, в распоряжение В.В. Источникова. Чем это грозит? А тем, что появится колоссальный соблазн закрывать сначала свои текущие проблемы, а мазут — подождёт.

Оборот платежей в Заполярном в сфере ЖКХ более 200 миллионов рублей, это серьёзные деньги и серьёзный соблазн.

На следующий день после посещения схода граждан в ДК Восход у меня был серьёзный разговор с главой администрации Б.В. Пищулиным — в настоящее время Заполярному нельзя отказываться от услуг «Теплоэнергосервиса», иначе у нас будет то же самое, что в Никеле. К настоящему времени этот вопрос остается открытым.

Сломать что-то хорошо работающее легко, а вот восстановить будет очень сложно. При этом сценарии, если не этой зимой, то, возможно, к следующей осени Заполярный ждут те же потрясения, что и в Никеле.

3.2. Никель. Считаю необходимым изложить свою точку зрения по ситуации в Никеле. Летом 2008 года ООО «Теплоэнергосервис» выставил перерасчёт никельчанам, и администрация Никеля дрогнула, а надо было «воевать». Потолкались бы в судах, что-то закрыли, что-то бы отложили и успокоились. На момент расторжения (01 августа 2008 г.) отношений с ООО «ТЭС» сбор платежей в Никеле составлял 85 %. По декларируемой и гарантируемой КГМК схеме «Теплоэнергосервис» такой же процент отдавал котельной Никеля за теплоноситель, и, что важно, — в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.

Всех тонкостей смены управляющей компании в Никеле не знаю, но смею предположить, что если бы администрация Никеля захотела иметь отношения с «ТЭС», они бы продолжились, и платежи за теплоноситель поступали бы в «котельную» по графику в полной мере от сбора.

Результат, как говорится, налицо – все функции ЖКХ Никеля, от сбора платежей до очистных сооружений, попали в руки управляющей компании ООО «Строитель». Влияние администрации на процесс — минимальное, «за рукав» никого не взять и не остановить фразой: «Вы что творите?».

Годовой оборот с учётом платежей физических и юридических лиц (прикидочно) должен составлять около 180 миллионов рублей. Принцип любой частной компании прост – собирают они деньги за услуги ЖКХ чужие, аккумулируют их на своих счетах организации и тратят деньги уже свои: по собственному усмотрению и последовательности.

В данном случае ситуацию могут и должны исправить только органы местного самоуправления Никеля.

Предложение. Вариант переориентации доходной части бюджета Никеля.

Идея заключается в следующем. Я на ближайшем районном политсовете партии «Единая Россия» инициирую следующие предложение для рассмотрения:

1. Предложить фракции партии «Единая Россия» (5 депутатов) в совете депутатов Никеля инициировать процесс передачи имущества ДК «Восход» и СК «Металлург» в казну района и отказаться от исполнения полномочий, определённых ст. 14, 131-го ФЗ:

п. 12 - создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

п. 14 - обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

2. Местному районному исполкому партии «Единая Россия» совместно с секретарями первичных отделений провести опрос жителей Никеля по следующей схеме: «Согласен» – «Не согласен» с передачей имущества ДК «Восход» и СК «Металлург», передачей исполнения указанных полномочий районной администрации и направлением освободившихся средств (приблизительно 27 млн. рублей) в сферу ЖКХ Никеля.

3. Предложить главе муниципального образования Печенгский район В.С. Маврину и Совету депутатов Печенгского района принять от муниципального образования городское поселение Никель вышеуказанное имущество и исполнение районной администрацией полномочий согласно ст.15, 131-го ФЗ:

п.19 - создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

п.26 - обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района,
а так же, инициировать передачу имущества котельной в казну городского поселения Никель для исполнения полномочий определенных ст. 14, 131-го ФЗ:

п.4 - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Реализация данных мероприятий в октябре-ноябре текущего года позволит заложить в бюджет Никеля на 2010 год дополнительные расходы на коммунальную инфраструктуру приблизительно в размере 30 миллионов рублей дополнительно.

Правительству области это позволит на законных основаниях, установленных для всех муниципальных образований, оказывать муниципалитету Никеля финансовую помощь на приобретение мазута.

Уверен, в данной ситуации жителям Никеля нет разницы, какая администрация будет финансировать ДК «Восход» и СК «Металлург». При этом у администрации Никеля появится возможность за счёт собственного бюджета в период с мая по сентябрь 2010 года провести значительный объём ремонтных работ на магистральных и внутридомовых водонапорных сетях и заранее подготовить поселок к следующему отопительному сезону. А когда жители поселка увидят, что местная власть работает на самом главном для Севера направлении, тогда и охотнее будет платить за коммунальные платежи.


В. Огиенко,
глава муниципального образования г. Заполярный.


P.S. Рассчитываю, что предложенный материал даст пищу для размышлений жителям Заполярного, занимающим активную жизненную позицию. Нет ничего невозможного.

Вопросов два:

1. Надо ли городу отказываться от услуг «Теплоэнергосервиса»?

2. Стоит ли городу тоже отказаться от имущества ДК «Октябрь» и СК «Дельфин» и «Строитель» с 1-го января 2010 года в пользу районной администрации и направить в сферу ЖКХ дополнительно 25 миллионов рублей?


КОММЕНТАРИИ (3)
05.10.2009 16:22 rpw Никель
Владимир Федорович хоть дельное предложение вносит. Прислушайтесь. Брызгание слюной не владеющих ни правильной (соответствующей действительному положению дел) информацией, ни реальными фактами "товарищей" по форуму - раздувание вселенского скандала на фоне проблемы, борьба с ненавистным Мавриным (можно сказать что предвыборная кампания чья-то уже началась "от противного"), заполярнинцами и пр., вместо поиска решения наболевшего вопроса - чувствуется, что этим в основном, обитающий на сайте газеты народ из Никеля и занимается
05.10.2009 21:48 Александр Никель
"В.В. Источников в конце 90-х — начале 2000-ных, по сути, был антикризисным управляющим, и надо ему отдать должное — серьёзных проблем в эпоху нестабильности не было." А он то здесь причём? Все кто хоть как то имел отношение к ЖКХ в районе прекрасно знают как и чем он управлял. Одни его схемы со снабжением чего стоят.
06.10.2009 10:11 Александр Никель
Спросите у тех кто работает В области физкультуры и спорта о том павильно ли передали дворцы спорта? А вы говорите с депутатами и политиками.
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru