Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
11.07.2009 Выпуск 2140 | Неопред. | В.Волин
Православный календарь: Одной судьбы такие разные...

Ежегодно 12 июля православная церковь отмечает как день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. С большой долей достоверности известно, что почти две тысячи лет назад 29 июня (по юлианскому, понятно, календарю, как единому тогда государственному летосчислению в Римской империи) был казнён (распят) Пётр. Павел в это время ещё томился в застенках, но участь его уже была предрешена, и он знал об этом.

Его казнили (как гражданину Рима «почётно» отсекли голову) через несколько дней или месяцев в том же году. Только вот с годом гибели апостолов нет до сих пор определённости. Угадывается лишь диапазон – между 64 годом н.э., когда летом сгорел Рим; и в поджоге Нерон обвинил христиан (а в прошлом веке нацисты последовали его примеру, обвинив коммунистов в поджоге рейхстага), что послужило новым импульсом к антихристианским гонениям и 68 годом, в начале которого правление Нерона завершилось. Впрочем, так ли это важно, ведь суть – не в датах, а в событиях и в Слове.

ЭТО БЫЛО

Они такие разные не только по рождению и воспитанию.

Пётр (до призвания Симон) — рыбак и сын рыбака, как мы говорим сегодня – из «низших слоёв» населения. До призвания ничем кроме природных задатков лидера не обладал. Но Святым Духом был поднят до апостольских высот. Проповедовал христианство в основном в иудейских общинах империи.

Павел (до призвания Савл) был родом из Тарса, из обеспеченной семьи, из «среднего класса», говоря современным языком. Получил прекрасное образование; был учеником известного Гамалиила и принадлежал к общине фарисеев, имевшей тогда большое общественное и религиозное влияние в Израиле, да и в Римской империи в целом. После призвания (а точнее сказать, обращения свыше) его прозвали «апостолом языков» (ударение на вторую гласную). Просветлённый и укреплённый Святым Духом, он нёс Слово Божие язычникам. По свидетельству Климента Римского (главы христианской общины в Риме в конце I века) «Павел достиг западных пределов» (т.е. достиг западной провинции империи – Испании).

В отличие от евангелистов их письменное наследие скромно: Пётр оставил два послания, Павел – 14. Они кратки и стали составными частями Нового Завета. Но, опять же, не в письменах их сила, а в зёрнах живой Веры, что они неутомимо сеяли, и которые дали-таки благодатные всходы.
Незадолго до смерти Пётр в своём втором послании запишет как завещание, как наставление остающимся: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (1;5-7). Он старался следовать этим путём, хоть и узок и тернист тот был.

Древний мир того времени – это силовое объединение стран-сателлитов Средиземноморья под властью римского кесаря. Мир был небольшим (по современным меркам). Потому апостолы, несшие христианство, не могли не пересекаться в своих миссионерских хождениях. Несмотря на взаимное почитание, случались меж ними и разногласия и столкновения. Об одной из таких встреч с Петром, случившейся около 50 года, когда тот был в Сирии и Палестине, упоминает Павел в послании к галатам: «Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергся нареканию» (2;11). А далее пояснил: «Когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?» (2;14). Как видим, и две тысячи лет назад «национальный вопрос» «высекал искры» в проповедническом служении апостолов. Но мы будем помнить, что это никак не умаляло уважения их друг к другу. Апостол Павел, к примеру, ставил на первое место в старшинстве Иакова, бывшего тогда Иерусалимским епископом; за ним отдавал должное Петру и Иоанну, оставляя за собой право лишь скромно идти им вослед. Это публично и письменно засвидетельствовано.

И ЭТО БЫЛО

Петров день (так в просторечии назывался в России день памяти двух апостолов; и пусть упоминалось имя только одного, но не забывался и второй) был в чём-то кульминационным по смене времён года: «Женское лето до Петра, а с Петрова дня страдная пора» или «Пётр-Павел час убавил…» (ну, час – не час, но к 12 июля светлый день становится на 27 минут короче). А знаковым было поверье, что на Петра на восходе «солнце играет», фейерверком рассыпая от себя радужные лучи; и уж если ты увидел это, то, считай, святой благодати исполнился.

Петров день в совокупности с Аграфеной-Купальницей (6 июля) и Иваном-Купалой (7 июля) составляют как бы единый праздничный цикл. Отсюда единство обрядовых действ, круто замешанных на язычестве, – хороводы, ночные купания, костры, гадания – и поверья о предпраздничных ночных разгулах нечистой силы. А днём – шумные ярмарки с балаганами и качелями.

Пётр был рыбаком, значит, по логике, Пётр – покровитель рыбаков, а Петров день, соответственно, праздник рыбацкий, ловецкий с неизменной в застолье шербой (ухой).

Сам родом, как говорится, из низов Пётр не мог не покровительствовать крестьянам, помогая им в земледельческих трудах. И в сельских и рыбацких селениях устраивались крестные ходы, молебствования, собирались в общину деньги на «общую свечу», что устанавливалась в церкви перед иконой святого.

Петров день – и праздник пастухов. И рассчитывалась крестьянская община с пастухами за уже прошедшую половину пастбищного сезона; это была вторая плата, «петровщина» (первая производилась при заключении договора весной, а третья – по окончании сезона осенью).
Вообще, Петров день был «узловым» в хозяйственных вопросах: рыбаки устанавливали новые цены, заключались новые договоры, взыскивались налоги, выносились решения по судебным и гражданским делам, т.е. жизнь как бы преломлялась надвое.

И ЭТО ТОЖЕ БЫЛО

Думается иногда, что судьба апостольская хоть и тяжела (неприятие «тёмной толпы», интриги лжесторонников, самодурство властьимущих и прочее), и в конечном итоге всегда трагична, но всё же неуклонно поступательна «к светлому» и триумфальна. Однако в жизни не всё так радужно…

Прожив последние два года в Риме (см. Деяния, 28;30), во втором послании к Тимофею Павел сетует: «При первом моём ответе (допросе – В.В.) никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменяется им!» (4;16). И ещё о своём одиночестве: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (1;15). И добавляет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век (т.е. отошёл от христианского учения – В.В.), и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию, один Лука со мною» (4;9-10). Он предупреждает на примере: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (4;14,15). Он просит: «Постарайся придти ко мне скоро. (4;9) Марка возьми и приведи с собою, он мне нужен для служения (4;11)».

Павел ищет утешения в словах Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мтф.10;28). И: «Терпи и покоряйся, не страшась мученической кончины, ибо через неё войдёшь в Царствие Небесное». А ещё тогда он предощущал (а сегодня мы это твёрдо знаем), что святой – это не тот, кто хорошо говорит или пишет, а тот, кто поступает в соответствии с тем, что говорит и пишет; кто не убивает других ради утверждения идеала, но жертвует собственной жизнью.

Такова жизнь…

Лишь спустя столетие во II веке учение Павла широко распространилось.

В 325 году император Константин объявил христианство государственной религией.

В 395 году Феодосий Великий (он был избран императором в 381 году уже в Константинополе (тогда этот город назывался ещё Византием), что стал «вторым Римом») закрыл все языческие храмы на территории Римской империи, а Библия была объявлена Священным Писанием, где всё – истина, не требующая доказательств.

Так христианство победило Древний Рим. Но всё ещё только начиналось…


В.Волин


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru