Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
08.03.2008 Выпуск 2008 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою

Этими словами, что называют чином прощения, мы и будем заканчивать нынешнюю неделю. Вся она, праздничная, называется сыропустной или сырной или масляной (3.03 – 9.03). Отсюда общее название праздника – Масленица.

Масленица – это проводы зимы и встреча весны. И среднеполосные метеосводки этого года как нельзя более подтверждают это. Хотя приход весны именно с этого праздника и дня всегда был условен, что нашло своё отражение в обрядовых действах: все они как бы приближают ещё не пришедшую, но уже близкую и оттого всё более желанную весну.

Масленица – это сложный многоплановый ритуал с переплетением языческих и христианских верований. Но неизменными чертами этих дней всегда были поминовение родичей с ритуальной пищей, смотры молодожёнов и гостевания друг у друга, ярмарки с гулянием и играми. Первое упоминание о сыропусте на Руси даётся в Нестеровской летописи, что случилось в 1090 году.

Масленица – это последние деньки лакомства (кстати, уже без мяса!) перед Великим постом, что продлится 56 дней – до Светлого Христова воскресенья (Пасхи) – 27 апреля, за исключением, конечно, праздника Вайи (Вербного воскресенья) – 20 апреля. И именно как «порог воздержания» с определёнными атрибутами дней этот праздник известен ещё с раннехристианских времён.

РАЗ БЛИН, ДВА БЛИН…

Сегодня традиция семидневного празднества отпала, и в немногих домах хозяйки, начиная с понедельника, балуют своих домашних всевозможной домашней выпечкой и снедью. Но незыблемой основой праздничного стола были и остаются БЛИНЫ (именно так, всё с большой буквы и «всяко разно»). Об этом блинном изобилии тут уж и вспоминать-напоминать не буду. Но вот о традициях двух последних дней праздника вспомнить уместно и небезынтересно.

Сегодня праздничная суббота Масленицы (8.03), которую в народе называли «золовкиными посиделками». Потому как молодая невестка приглашала в этот день к себе в гости родных. Ну а если золовки были ещё в девушках, то невестка созывала своих прежних подруг – девиц.

А на уличных игрищах знаменовалась субботняя Масленица зрелищной потехой – штурмом снежных городков – крепостей. А в местах царского гулянья (например, в Коломенском) да там, где были искусные мастера и денежные заказчики на эту распотешную забаву, «лили» ледяные пушки, что стреляли снежными ядрами и картечью (а бывали и особые заказы – на ледяные «снаряды»; тут уж оберегайся честной люд!).

На день сегодняшний наши уличные развлечения скукожились до размеров снежной горки (но если и на то есть добрая воля и материальные возможности наших коммунальщиков и «шефов – производственников»). Так что увидеть зримо былую весёлую снежную баталию можно ныне разве что на картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» (1891 г.).

А завтра (9.03) последний день Масленицы – прощёное или прощальное воскресенье.

В эпилоге праздничных дней сжигался символ праздника – кукла – Масленица (суть образ зимы, который надо сжечь, чтобы она, стылая, скорее ушла). Гулянья перемещались к кострам, что разводились на пригорках. И несли сюда (опять же, традиция) на сжигание ненужный хлам из домов и старьё (к тому было своё особое поверье). Но главная особенность этого дня не в этом огненном разгуляе…

ПОМЯНИ НАС, ГОСПОДИ, ЕГДА ПРИИДЕМ ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ

День этот – день всеобщего прощения и прощания друг друга. Отсюда название дня. А к этому Иоанн Златоуст наказывал: «Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя».

И вот по традиции в прощальное воскресенье шли люди с утра на кладбище – испрашивать прощения у покойников (наверное, по поговорке, что лучше поздно, чем никогда). Потом заходили «прощаться» к своим духовным наставникам, крестным, приходским священникам. А вот у государей российских был до XVII века обычай хаживать в этот день к патриарху Московскому и всея Руси (сообразно, понятно, чину). Патриарх же после чина прощения угощал гостей (бояр, окольничих и думских людей) медами да романеею (напитком). Великодержавная эта традиция «ушла» с упразднением Петром I патриаршества, став лишь историей. (К слову, сегодня, когда «вернулось» патриаршество, державные символы России, иногда ловишь себя на том, что подспудно ждёшь визита в прощёное воскресенье к патриарху Президента страны. А что, вполне логично…).

По чину прощения между людьми (он, напомню, в заглавии) следовал поцелуй, низкий поклон и одаривание друг друга подарками (а то и просто пряником, по достатку). Бедным же людям в этот день старались дать щедрое подношение, как скрытое извинение за свой достаток, за которым в дни другие о неимущих близких мы нередко и забываем…

А после ужина перед сном шло прощение перед домашними. И опять вспоминаются слова Иоанна Златоуста к этому: «Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога». И ещё – «Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратиться на главу его самого, и он жестоко пострадает; а если будем негодовать, то сами пострадаем и притом от самих себя»…

Так заканчивался последний день праздника. За ним (10.03) наступит «чистый понедельник», день первый Великого Поста.

В. Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru