Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
07.03.2009 Выпуск 2107 | Никель | О.Погорецкая
Женщина, мать, учитель

О чём можно писать накануне 8 марта? Конечно, о женщинах. Прекрасных, добрых, нежных. А если эта женщина ещё и посвятила себя самой женственной, но и одной из самых сложных профессий на свете — воспитанию детей…

Светлана Валерьевна Балан — учитель начальных классов СОШ № 2. Её педагогический стаж — 20 лет. А началось всё вполне прозаично, когда три подружки-выпускницы 20-й школы решили вместе поступить в Мурманский педагогический институт.

-Знаете, наверное, есть какие-то гены, отвечающие за жизненный выбор, — признаётся сегодня Светлана Валерьевна. — Мой дед был учителем русского языка и литературы, я пошла по его стопам, а сейчас профессию педагога выбрал мой сын: он уже на третьем курсе педуниверситета. Так что наша семья — вполне сложившаяся учительская династия.

И глядя на неё, молодую, подтянутую, улыбчивую, понимаешь — действительно, это призвание. Когда Светлана Валерьевна начинает говорить о детях, её глаза загораются удивительным светом. Задуманное интервью отходит на второй план: у нас получается просто разговор, искренний и задушевный. А услышав мой вопрос, что считает главным в работе учителя, Светлана Валерьевна ненадолго задумывается:

-Воспитать личность. Ни в коем случае не сломать, не переделать под какой-то общий стандарт. Ведь у каждого ребёнка есть свои способности, своя индивидуальность, и педагог просто обязан это сохранить и развить. Некоторые учителя среднего и старшего звена часто говорят мне, что с моими детьми тяжело работать: они имеют свою чёткую позицию. Но, по-моему, это правильно: если ты имеешь своё мнение, ты должен уметь его доказать. Этому я и учу своих детей.

Кстати, работа с первоклашками имеет свою специфику: малыши приходят из детского сада в школу, немного напуганные появляющимися обязанностями, оценками, строгими учителями.

-Моя задача в этот период — помочь детям адаптироваться, — говорит Светлана Валерьевна. — Показать, что школа — это не страшно, что здесь всё объяснят, помогут и поддержат. И буквально через некоторое время дети начинают раскрываться.

И здесь в дело идут уже, как сегодня модно говорить, инновационные технологии. По-простому — маленькие секреты мастера-педагога. Это игровые элементы в обучении, компьютер, специальные тесты и анкеты (которые, дети, кстати, очень обожают). А ещё одним из хороших методов для детского развития является элемент соревнования. Только соревноваться дети должны обязательно по-доброму, помогая друг другу. По мнению Светланы Балан, все эти «хитрости» поддерживают в ребёнке в первый школьный год желание учиться и узнавать что-то новое:

-Малыши, особенно в первом классе, большую часть информации воспринимают визуально. Поэтому важно, чтобы учебный материал подавался в виде ярких, красочных пособий, посредством игровых и даже развлекательных методов – сказки, путешествия и многое другое. Тогда у ребёнка появляется интерес к учёбе, он лучше усваивает материал.

Однако педагогическая деятельность Светланы Валерьевны не ограничивается рамками учебной программы. Немало времени занимает и внеклассная работа. Воспитанники Балан — непременные участники всех школьных праздников, конкурсов и концертов. Помимо этого, учительница, сама имеющая разнообразные хобби, привлекает к этому и своих ребятишек. Вместе с педагогом дети занимаются вышивкой и соломкой, ухаживают за комнатными растениями в классе.

-Мои ребята очень загружены. Но я считаю, что чем ребёнок больше занят, тем больше он имеет возможностей развиваться. К классу 3-4-му каждый ребёнок уже знает, что он умеет и что у него получается лучше всего. И они вполне самостоятельно готовят все мероприятия. Они сами собираются, распределяют обязанности, помогают друг другу, могут даже сделать замечание тому. Кто ленится или отлынивает. И это уже вполне сформировавшийся коллектив, причём коллектив раскрепощённый, не боящийся большой аудитории.

Но каждые четыре года Светлане Валерьевне приходится прощаться с ребячьим коллективом. Дети взрослеют и уходят в среднюю школу. А их учительница вновь заходит в класс, чтобы познакомиться с новыми воспитанниками. Вот и сейчас до расставания с нынешними четвероклассниками остаётся меньше чем полгода. 1 сентября за парты в её кабинете сядут первоклашки, которых очень и очень ждут.

-Мы уже сейчас имеем возможность познакомиться с этими детьми, - рассказывает Светлана Балан, - у нас открыта «Школа будущего первоклассника». И общаясь с малышами, мы уже отслеживаем их способности и возможности. Мы – потому что я, как учитель начальной школы, работаю в тесном контакте со школьными психологом и логопедом. И это сотрудничество продолжится, когда ребята придут в первый класс. Психолог поможет им легче преодолеть адаптационный период, логопед занимается с теми, у кого имеются речевые проблемы.

Однако помимо работы с самыми маленькими учениками, с этого года круг служебных обязанностей у педагога неизмеримо расширился – Светлана Валерьевна назначена заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. А, значит, в подчинении уже вся школа.

-Очень тяжело было сначала, ведь я не была знакома с этой работой, — признаётся Светлана Балан. — Но ничего, потихоньку втянулась. Помогает и то, что в нашей школе замечательный учительский коллектив, педагоги и друг к другу, и к детям относятся всегда спокойно и корректно. Огорчает только то, что свободного времени почти не остаётся. Но знаете, прихожу к своим малышам – душа раскрывается, силы прибавляются, и снова всё в порядке…

И очень хочется, чтобы у этого замечательного педагога, с такой любовью и страстью рассказывающего о своей работе действительно всё и всегда было хорошо. И в преддверии праздника хочется пожелать ей – Женщине, Матери и Учителю самого главного – женского, материнского и учительского счастья.

 

О. Погорецкая

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru