Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Иначе всё уйдет в песок

Важнейшая из проблем сегодня во многих муниципалитетах области — как и по каким правилам будем жить дальше, то есть с 1 января 2008 года. К этому времени с полномочиями и с распределением имущества в области работа будет почти закончена. Соответствующие законы Мурманская областная дума уже приняла или примет в ближайшее время. Что дальше? Что хотелось бы изменить и каким видеть местное самоуправление в Кольском крае, чтобы действительно приблизить его к людям? Как взаимодействовать федеральным, региональным и местным властям, чтобы местное самоуправление стало действительно экономическим и хозяйственным рычагом для улучшения жизни северян в муниципалитетах. Есть смысл в преддверии рассмотрения бюджета области на 2008 год обсудить эти проблемы.

В 2006 году, по данным Министерства финансов Российской Федерации, расходные обязательства муниципальных образований выросли на 254 млрд. руб., или на 21%, по сравнению с 2005 годом. В 2007 году прогнозируется незначительный дефицит местных бюджетов. Федеральный закон определил перечень вопросов местного значения, который насчитывает: для поселений — 34, муниципальных районов — 31, городских округов — 38 вопросов.

Абсолютно понятно, что расширение перечня вопросов местного значения привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако пока нет выверенного реестра расходных обязательств Федерации, субъектов и муниципальных образований.

Доходная база местных бюджетов в связи с осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий не увеличена. А это ухудшает финансовое положение муниципальных образований. В этом году практически отсутствуют объективные предпосылки для существенного улучшения финансового положения муниципальных образований, хотя дополнительные средства губернатор, правительство Мурманской области и областная дума изыскали. И в муниципалитеты они попадут уже нынешним летом и осенью.

Понятно, что денег всегда мало и увеличение расходов местных бюджетов, не обеспеченных соответствующими доходами, препятствуют социально-экономическому развитию муниципальных образований.

В мае вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в части регулирования бюджетного процесса. Предусмотренная Кодексом организация бюджетного процесса должна дать возможность муниципальным образованиям планировать крупные проекты.

При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право выбора между утверждением бюджета субъекта и местных бюджетов на 3 года, либо на очередной финансовый год с составлением среднесрочного финансового плана. Но Кодекс не предусматривает увеличение налоговых доходов местных бюджетов и выделение дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию реформы местного самоуправления. Естественно, что органы местного самоуправления не могут осуществить среднесрочное бюджетное планирование при отсутствии чётких методик определения расходных обязательств муниципальных образований и стоимости общественных услуг, тем более что это не обеспечено необходимыми муниципальными финансовыми ресурсами и не решает основную проблему — обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Нет сомнений в том, что надо укреплять собственную финансовую базу муниципальных образований с помощью увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, специальных налоговых режимов: налога на прибыль организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, налога на имущество организаций. Только сделать это при существующем законодательстве ох как не просто.

Но не всё так худо, есть надежда на то, что работы над бюджетами всех уровней будут осуществляться на основе новой методологии, которая предполагает распространение на местный уровень реформы бюджетного процесса. Во всяком случае такая методология разрабатывается.

Очень важно найти возможность предусматривать средства на поощрение муниципальных образований, добившихся улучшения качества жизни жителей муниципалитетов, роста сбора налогов, открытия новых рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса.

При соблюдении этих и других стимулирующих условий органы местного самоуправления могут осуществить эффективное бюджетное планирование и вести ответственную налоговую, бюджетную политику, таким образом развивая муниципальные образования.

Что можно сделать уже в ближайшее время? Прежде всего — установить единые (постоянные) нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, в том числе от налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, налога на имущество организаций и транспортного налога, в бюджеты муниципальных образований. Направить субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами, в том числе по осуществлению финансирования капитального ремонта жилых домов. Предоставить межбюджетные трансферты местным бюджетам, в том числе на оказание поддержки вновь образованным муниципальным образованиям.

Эти меры, несомненно, помогут муниципалитетам налаживать свою внутреннюю многофункциональную жизнь. Важно, чтобы взгляды депутатов всех уровней, правительства Российской Федерации, правительства Мурманской области и администраций пересекались в решении этих проблем. В конце концов люди должны быть уверены в том, что всё, что сегодня делается в области местного самоуправления, уже в ближайшее время даст свои плоды. К этому все идёт. Важно чтобы и на местах власти не только поняли, но и убедились в том, что чем лучше они будут работать, чем эффективней исполнять налоговую базу, тем лучше будут жить жители муниципалитетов, а именно для этого и создавались органы местного самоуправления. Для этого же надо в срочном порядке готовить опредёленные условия, что сейчас и делается. Иначе всё уйдет в песок.

 
А. Крупадёров,
заместитель председателя Мурманской областной думы.

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru