Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Как мы реформируем местное самоуправление

Проведение реформы местного самоуправления в Мурманской области носило и носит довольно напряженный характер, и связано это, прежде всего, с особым статусом области (высокая милитаризация, наличие большого числа градообразующих предприятий, в основном сырьевая экономика, труднодоступность и отдаленность населенных пунктов, наличие районов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и т.д.).

Сельское население у нас составляет менее 10 процентов общей численности, и значительная его часть сосредоточена в военных гарнизонах. Поэтому исторически у нас очень часто вместо районов создавались города с подчиненной территорией, на которой располагались небольшие поселения, обслуживающие нужды города.

Возьмем, например, территорию Мончегорска с подведомственной территорией. Она создавалась под никелевый комбинат, территория Кировска с подведомственной территорией создавалась под апатитовый комбинат, территория города Полярные Зори с подведомственной территорией - под атомную электростанцию. Это на сегодня определило единый хозяйственный уклад территорий и инфраструктуру местных государственных и муниципальных учреждений и организаций городов.

Кроме этого при проведении реформы необходимо было учесть:

социально-экономический потенциал территории, обеспечивающий реальную возможность населения самостоятельно решать вопросы местного значения (объем и состав налоговых поступлений, наличие рабочих мест, развитие социальной сферы и инфраструктуры территории);

наличие 7 закрытых административно-территориальных образований;

границы муниципальных образований в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, которые устанавливаются с учетом территории их исконного проживания и хозяйственной деятельности, обеспеченности земельными ресурсами;

характерные для Мурманской области сложные природно-климатические условия;

труднодоступность и малонаселенность ряда территорий;

удаленность поселений друг от друга;

наличие 5 муниципальных образований, которые были созданы в границах других муниципальных образований;

низкая плотность населения и другие особенности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации Мурманская область отнесена к территориям с низкой плотностью населения, что тоже влияет на процедуру формирования органов местного самоуправления.

В ноябре 2005 года в нашей области был завершен сложный и важный этап в реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Во всех 18 вновь образованных муниципальных образованиях сформированы представительные органы местного самоуправления, избраны главы, приняты Уставы и регламенты работы представительных органов, решен ряд других важных организационных вопросов.

Поэтому с учетом требований федерального законодательства 31 марта 2005 года Мурманская областная Дума приняла Закон "Об органах местного самоуправления муниципальных образований в Мурманской области", в котором установила наименования органов местного самоуправления, численность представительных органов вновь образованных муниципальных образований, определила срок полномочий и дату выборов депутатов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований.

На сегодняшний день в области сформированы и действуют 42 муниципальных образования.

Статус каждого муниципального образования Мурманской области определен законом Мурманской области, при этом по закрытым административно-территориальным образованиям был принят один общий закон, а по всем остальным - конкретный закон по каждому муниципальному образованию.

Из 42 муниципальных образований в соответствии с Законом Мурманской области и уставами муниципальных образований в 17 главы избраны непосредственно населением, в 25 - из состава представительного органа.

Надо заметить, что в 9 из 18 вновь созданных муниципальных образований (это все сельские поселения) на первых заседаниях Советов было принято решение, что глава муниципального образования будет одновременно исполнять полномочия председателя Совета и главы администрации.

Одной из самых больших проблем стала проблема передачи полномочий вновь созданным муниципальным образованиям. Государственная Дума внесла поправки в Федеральный закон № 131, где речь идет о том, что субъекты Российской Федерации получили возможность через принятие своих законов отложить передачу поселениям полномочий и доходных источников, оставив их на уровне районов вплоть до 1 января 2009 года.

В соответствии с этим в Мурманской области прошла напряженная работа, и в декабре 2005 года был принят Закон Мурманской области "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений в переходный период", который определил этот период до конца 2006 года. А в сентябре 2006 года были приняты законы о порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Кольском, Печенгском, Ловозерском, Терском районах и г. Кандалакша с подведомственной территорией, по которым почти все полномочия (исключая бюджетные и некоторые другие полномочия по отдельным муниципальным образованиям) были переданы этим поселениям. Переходный период был продлен на один год. Обсуждение проектов этих законов и принятие законопроектов проходили крайне эмоционально и напряженно, в резких спорах. Не менее сложный характер носила эта работа и в текущем году.

Приняты законы Мурманской области о решении вопросов местного значения вновь образованных поселений и разграничении муниципального имущества в 2008 году в муниципальных образованиях город Кандалакша с подведомственной территорией, Терский район, Печенгский район, Кольский район.

В соответствии с принятыми законами с 1 января 2008 года вновь образованные поселения в полном объеме наделены полномочиями решать все вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вопрос о разграничении полномочий в Ловозерском районе отложен до сентября этого года, так как ряд позиций требует уточнений и согласований. Я уверен, что осенью в этом процессе будет поставлена точка, а уже с января 2008 года многие муниципалитеты начнут новый практический этап реформирования.

И перед всеми нами стоит новая проблема – как сделать так, чтобы люди почувствовали не только близость власти, а ее практическую помощь. Это новый серьезный этап совместной работы Губернатора, Правительства Мурманской области, депутатов всех уровней, глав муниципальных образований и администраций, партий, общественных организаций.

Уверен, что вместе мы справимся.
 

А. Крупадеров, заместитель председателя Мурманской областной думы

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru