Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Мы остались
Освоение российских просторов немыслимо без железных дорог. В половине 60-х годов прошлого века, когда началось освоение Ждановского медно-никелевого месторождения, железнодорожная связь с пос. Никель стала острой необходимостью. Тогда из Кандалакши в Печенгский район был направлен строительно-монтажный поезд № 252.

«В 1955 году временный поселок Ждановка построили рабочие СМП-252, сооружавшие железную дорогу до пос. Никель…» (из книги мурманского краеведа Л.Потемкина «У северной границы»).

Поселок, конечно, построили не с «нуля» - на берегу живописной речки Хауки ранее базировалась воинская часть. После ее расформирования несколько солдатских казарм и офицерских домиков заняла приехавшая по призыву комсомола молодежь. Вспоминает Г. Кротова, прибывшая в числе первой партии добровольцев:

-Вообще-то мне хотелось на целину, но возрастом не вышла, было только семнадцать. Но к тому времени я была одной из комсомольских активисток, и «по блату» выпросила в райкоме ВЛКСМ путевку на всесоюзную стройку. Так и попала сюда, в состав СМП.

-Что поразило, когда привезли? Красота вокруг: зеленые сопки, чистая речка. Много было родников, из них мы потом брали воду для питья. Накормили нас в солдатской столовой, привели в казарму, и стали мы обживаться - пятьдесят девчат и тридцать ребят - растопили буржуйку, вместо перегородок повесили одеяла.

Назавтра стали всех по бригадам распределять, а меня назначили «встречающей». На Мурманском вокзале я встречала партии таких же комсомольцев-добровольцев, и сопровождала до станции Луостари, где их пересаживали на автомашины и везли в Ждановку. Заездов 10 встретила.

-Много народа приезжало?

-Очень много. Но немало и уезжало. Некоторые и двух недель не выдерживали. Просто сбегали, дезертировали. Хотя в райкомах всех честно предупреждали: будет тяжело.

-Так и оказалось?

-Да. Когда заезды закончились, я пошла работать в бригаду путейцев. Мужчин не хватало, бригады были женские. Мало было техники, почти все делали вручную: шпалы клали, рельсы сдвигали, забивали балласт. Надо было – по 10-12 часов работали.

-Бригадиром у нас был Николай Михайлович Вишневский, – продолжает вспоминать ветеран. – До сих пор не пойму, как он умудрялся за ночь всем обувь просушивать на одной буржуйке. Заботился о нас, как отец. Помню нашего первого мастера, Ивана Марковича Звягина, - боевого офицера, орденоносца, и прораба, Михаила Михайловича Васильева. Замечательным человеком был начальник СМП-252 Фрол Иванович Свириденков. Требовательным, но и заботливым, душевным. Каждый день мы его на стройке видели, бывало, подойдет, спросит: как дела? Чем помочь?

-Придешь со смены, падаешь от усталости, засыпаешь сразу, - смеется Галина Ивановна. – А ночью просыпаешься от того, что гармошка играет, здесь же поют, танцуют: молодые были, сил на все хватало.

Быт налаживался потихоньку. Построили бараки с комнатами. Школу открыли, хоть и ребятишек было мало, магазин, столовую.

-Кормили хорошо?

-Кормили очень хорошо, и заработки у нас были высокие. Помню первую получку – 110 рублей! По тем временам – огромные деньги. Сразу половину маме отослала. После сдачи очередного участка – премии, грамоты от Управления строительством. Но и было за что. Железная дорога очень была нужна, и работали все просто на износ. Бывало, нужен котлован под опору, скалу взорвут, и идем мы его очищать. Спустимся вниз, а глубина больше нашего роста. Ломы, лопаты – вот такие были орудия труда. Я до сих пор поражаюсь – как мы все это выдерживали? Отбойник – песок под шпалы забивать – 30 кг весил.

Этот «ручной труд» давал практические знания и высокую квалификацию. Замещая бригадира, Галина «назубок» знала правила подсыпки путей, умела довести колею до «кондиции, до полной готовности к эксплуатации.

-Помню девчат наших, – продолжает первостроительница, - Эмму Галанину, Веру Тедееву, Катю Николаеву, Валю Иванову, Аню Шолохову, Римму Шинкину, Тоню Лешукову, Нину Фоменко, Валю Быкову. Конечно, далеко не всех назвала из тех, кто все трудности пережил, и после работы в СМП еще строил город и цеха комбината.

До 1972 года работал в районе строительно-монтажный поезд № 252. Была протянута железнодорожная дорога до Никеля, построены сеть «железок» Ждановского комбината, станции Фабричная, Рудничная, Промышленная. Участием в этом строительстве Галина Ивановна по праву гордится.

Где бы ни работала Кротова, всегда она была в числе передовых. После ухода из СМП до самой пенсии проработала в ОТК контролером продукции цветной металлургии. Начав со статуса ученицы, стала специалистом самого высокого разряда. В ее трудовой книжке записано только два места работы, и множество записей о наградах и поощрениях. Галина Ивановна вырастила троих детей, помогла растить внуков, и при этом всегда находила время для общественной работы. Контактная, общительная, одновременно принципиальная и требовательная, Кротова много лет – с 1998 года – работает в городском клубе «Ветеран», и три года, как входит в состав Совета ветеранов района. Ей присвоены почетные звания «Ветеран труда» и «Ветеран Печенгского района». И потому на вопрос: - не собирается ли в Псков, на родину уезжать? – Кротова отвечает: - Наша родина теперь здесь.

 
С. Светленко

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru