Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
06.12.2008 Выпуск 2084 | Граница | А.Дрозд
Удивительный мир ДОУ

Исполнилось 90 лет отечественной системе дополнительного образования детей.

Внешкольное образование возникло в России ещё в середине XIX века по инициативе интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Оно было основано на добровольности, и сочетало стремления взрослых передавать свой социальный опыт с детской устремленностью к самореализации. Формы его были самыми разными: в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей и летних оздоровительных лагерей.

Эта направленность не была утрачена и после 1917 года, когда внешкольные учреждения стали государственными. За их развитие отвечал специальный отдел в Народном комиссариате просвещения РСФСР. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». За годы советской власти в СССР была создана мощная система внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. Все это обеспечивало широкий спектр разнообразных детских объединений: военно-служебных, художественно-творческих, общественно-политических, научно-исследовательских, клубно-досуговых. В лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт воспитания талантов.

В годы перестройки в системе внешкольного воспитания произошли изменения: место учреждений внешкольного воспитания заняли учреждения дополнительного образования детей. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Важно отметить, что произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. Сейчас инфраструктуру этой системы составляют более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет. Большинство учреждений входит в систему образования Российской Федерации, и их важной чертой является бесплатность и общедоступность.

В г. Заполярный учреждениями дополнительного образования детей являются Дом детского творчества №2, детская музыкальная и детская художественная школы также под номером 2.

О том, как живут сегодня городские ДОУ, рассказывается в этом материале.

ДДТ-2

Муниципальный Дом детского творчества № 2 был открыт в г. Заполярный в 1967г. Тогда он назывался Домом пионеров и школьников и, по сути, был методическим центром по работе с пионерами и комсомольцами. В задачу его педагогов входила организация досуговой деятельности детей — обучение танцам, пению, рисованию, изготовлению поделок. Спортивных секций и кружков технического направления в Доме пионеров не было, как не было и социальной работы с детьми. Кроме того, учреждение не вело работу с дошкольниками.

Вместе со всем российским обществом Дом пионеров прошел историю реорганизаций, переименований и переподчинений. Но главная его суть и задача – воспитание и развитие подрастающего поколения – выполнялась всегда.

В 90-е годы учреждение было переименовано в Дом творчества юных, а через несколько лет – в Дом детского творчества. За это время к нему добавилось здание бывшего клуба юных техников и открылись технические кружки. Кроме того, в учреждение пришли работать педагоги спортивного направления, и начали функционировать кружки «шахматы», «спортивное ориентирование», баскетбол, волейбол. Администрация ДДТ №2 обратила внимание на дошкольников и открыла студию раннего развития «Солнышко». Стали налаживаться связи с детскими садами, а со школами они были традиционно крепки всегда.

Сейчас педагоги ДДТ-2 получили возможность самостоятельно разрабатывать программы и выбирать направление деятельности. Коллектив стал инициатором и организатором районных фестивалей детского творчества «Шире круг» и «Мир вокруг меня». На областной уровень Дом детского творчества вышел с фестивалями «Приходит время» в 2007 г. и «Весенние фантазии» в 2008 г. Учащиеся ДДТ традиционно участвуют в городских и районных массовых мероприятиях типа фестивалей военно-патриотической песни, слета школьных активов и конкурса социальных проектов, выставках художественного творчества и других значимых и популярных мероприятиях.

Говорит педагог высшей категории С. Земчихина:

-Сегодня наш Дом детского творчества – многопрофильное учреждение, объединяющее около тысячи детей от 4-х до 18 лет. Это 40 объединений различной направленности, главная цель которых — создание для ребёнка комфортных образовательных условий. В них работают 18 педагогов дополнительного образования, в числе которых люди, отдавшие Дому творчества по 15-20 и более лет. Это А. Гладченко, С. Коваленко, С. Земчихина, В. Калаева, А. Маслов, Н. Было и другие. 30 лет работает с детьми талантливая поэтесса, композитор, аккомпаниатор Г. Туманенко.

О коллективе Дома детского творчества №2 вполне можно сказать: это дружная творческая семья. Педагоги с большой добротой, любовью и уважением относятся к детям, и они отвечают им тем же.

ДМШ

-На мой взгляд, — говорит директор школы Татьяна Ивановна Кучеренко, – прообразом музыкальных школ были частные музыкальные уроки. Но школы, конечно, дают образование комплексное, на порядок выше индивидуального. Учиться в музыкальной школе всегда было престижно, желающих было много, поэтому принимали самых способных и увлечённых детей, из которых вырастали великие музыканты.

За годы перестройки произошла переоценка приоритетов, жизнь как бы приземлила людей, заставила их выбирать более практические направления при выборе будущей специальности.

-Вместе с общим упадком культуры за эти годы на третий план отошли музыкальные школы, — констатирует директор. — Но и при этих изменениях мы продолжаем обучать детей. Спасибо муниципальной власти, сохранившей в районе все музыкальные школы. Ранее мы жили под эгидой министерства культуры, но теперь получили статус учреждений дополнительного образования. На мой взгляд, начальное музыкальное образование – это фундамент общей культуры, и хорошо, что сейчас мы более чем доступны. В школу принимают практически всех желающих, среди учеников могут быть даже дети со слуховыми аппаратами.

-Изменились учебные планы и программы, по которым мы ведем обучение, — продолжает Т.Кучеренко. — Сейчас мы часть детей обучаем музицированию, а часть готовим к исполнительской деятельности. Есть и класс ранней профориентации. Несмотря на отличие в программах, все наши ученики образовываются эстетически, духовно и нравственно. Участвуя во всех коллективных мероприятиях, они учатся жить в социуме, помогать и поддерживать друг друга.

Приятно видеть, как за годы учёбы меняются наши дети. Мы все сживаемся в единый коллектив, и бывшие наши выпускники продолжают заниматься в оркестре, хоре и ансамбле ДМШ. С момента открытия нашей школы в 1957 году мы выпустили в жизнь около двух тысяч юных музыкантов, многими из которых можно гордиться.

Мне очень приятно говорить о том, что большая часть наших преподавателей заканчивала нашу же школу. Это М. Пигина, О. Щипунова, В. Злобина, С. Козлова, В. Булыгин и другие. Каждый третий из наших педагогов имеет высшую категорию, а стаж работы большинства — от 20 до 30 лет. Словом, коллектив у нас замечательный, но, как и везде, остро стоит вопрос притока молодых кадров.

ДХШ

Нынешний директор детской художественной школы № 2 Вера Викторовна Бурова работает в школе с момента её основания, с 1976 года. За прошедшие десятилетия городской «художке» не раз пришлось поменять адрес, но никакие обстоятельства не меняли качество работы её преподавателей и успешность её учеников. 10 лет коллективом руководил В. Ражев. В 1996 г. полная ответственность за художественное образование заполярнинских детей легла на плечи В.Буровой.

Первый выпуск школы до сих пор кажется педагогам самым ярким. В его числе — художники Сергей Мозговой, Виктор Никитенко, Анна Костелова, Сергей Ананьев, Елена Шевченко и другие. Выпускники нашей «художки» живут и работают в Канаде, Израиле, Англии, Италии и во многих городах России. Среди более восьмисот из них есть иконописцы и дизайнеры, архитекторы и модельеры, театральные художники, художники-станковисты, резчики по дереву и по кости. Вначале карандаш и кисть, а после — путёвку в жизнь все эти талантливые люди получили от В. Буровой, Л. Сушковой, Л. Селезнёвой, В. Ражева и других педагогов заполярнинской ДМШ. Невозможно перечислить все победы, награды, дипломы, благодарственные письма, призы и буклеты, которые получены детской художественной школой №2 как признание мастерства и таланта её педагогов и учеников.  

-Мы активно и постоянно участвуем в мероприятиях самого различного уровня, — рассказывает далее директор. – В том числе в корпоративном конкурсе Кольской ГМК «Дорога в Завтра», в региональной выставке «В мире красок», сотрудничаем с издательством из Ст-Петербурга. В последние годы школа получила возможность выйти «в большой мир» — на конкурсы европейского уровня. Пример этого – участие наших учеников в конкурсе натюрмортов «Тихая жизнь вещей».

«Не хлебом единым жив человек» – сказано в Книге книг. Человечество в своем большинстве всегда стремилось развивать свои таланты и способности. Замечательно, если начинается такое развитие с раннего детства, как это делается в наших учреждениях дополнительного образования.


А. Дрозд

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru