Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
11.08.2007 Выпуск 1953 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Ступени спасения
Каждый православный праздник несёт в себе в той или иной мере печать и имя Божье. Это понятно, и в пояснении не нуждается. Но август месяц в этом отношении отстоит на особинку: трижды за месяц (14, 19 и 29 августа) в праздничных днях особо (отметим это!) поминается имя Спасителя – Спас. В такой череде следует среди имён собственных и наименование этих праздников.
 

14 августа

ПЕРВЫЙ СПАС. МЕДОВЫЙ. МОКРЫЙ. МАКОВЕЙ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
 

Какое из исторических событий стало основой этого праздника – решайте сами, скорее всего – их совокупность (так бывает). И как не выкинуть слова из песни, так не обойти вниманием и знаменательные события этого дня.

В году 1164-м греческий царь Мануил и русский князь Андрей Боголюбский вступили в брань: первый – против сарацин, второй – против камских болкар. Перед решающей битвой было вынесение перед войском русским креста и иконы Богоматери. И была победа. И было знамение – как от княжеского знамени с изображением иконы Спасителя пролился вдруг дивный свет на всё войско княжеское. Свидетельство о чём было отписано императору византийскому. И Мануил, одержав тогда же победу над сарацинами, увидел в том промысел божий. И постановил утвердить праздник во имя Спаса (Спасителя, Иисуса Христа, Бога нашего)…

Другой исток – середина лета отмечалась в Византии (современная Турция) разгаром эпидемии. И в качестве последней, чудодейственной защиты от неё был принят обычай проноса (происхождения) по улицам Царьграда (Константинополя) Креста Господня (что, как не он. Животворящий, оградит от напасти?). Ну а от местной традиции – к общему празднованию…

Иным трагическим посылом празднества служит год 166-й до Р.Х. В тот день и год Израиль находился под властью сирийского царя Антиоха Епифана, который вынуждал иудеев оставить еврейский закон и принять греческий (в ту пору – языческий). И вот в названный день «крайними» в царских притязаниях оказались семь братьев Маккавеевых, их мать Саломония и учитель (имена, что не названы здесь (не запомним, ведь!), известны пред Богом). Далее, если кратко, то все они, претерпев пытки и муки, не отреклись от своей веры, в чём и явили свою посмертную святость. И тут народная традиция соединила прихотливо (так бывает) память мучеников с названием яркого цветка – мака, цветущего и созревающего в эту пору. Ко дню его созревания и родился праздник с созвучным названием – Маковей. А его символом стал «маковейский букет» – из трав мяты, чебреца, ноготков и мака, – который торжественно освящался в церкви. Кстати, вместе с мёдом…

Отсюда ещё одно название праздника – медовый. Первые соты несли в церковь – на помин душ родителей. Благословлялось с этого дня вкушение мёда: ведь, лету – конец, значит, можно мёд выламывать, и пчела уж не обидится: пошабашила…

А ещё 1 августа (про старому, соответственно, стилю, и 14-го – по новому) 988 года в граде Киеве произошло событие, преломившее Русь и души – массовое крещение славян в водах Днепра. Отсюда ещё одно название праздника Спаса – «мокрый». Служится летний водосвятный молебен с крестным ходом к водоёму. И была традиция – после людского омовения запускать в реку скотину: здоровее, мол, будет. А ещё с этого дня, отметим, начинается двухнедельный Успенский пост – до дня Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Впрочем, о посте и о его правилах каждый может узнать сам, как и принимать решение в блюдении его…


В. Волин
 

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru