Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
19.09.2007 Выпуск 1964 | Россия | В.Волин
Православный календарь: Рождение матери мира
«Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней…»
 
Послезавтра 21 сентября мы отметим великое событие – Рождество Пресвятой Богородицы.

Случилось оно примерно году в 3744 от сотворения мира (по еврейскому календарю) или – в 16 г. до н.э.

И здесь уместно в нескольких строках обрисовать время, когда суждено было родиться той, кто позже явит миру Спасителя человечества. При этом мы невольно по-цицероновски восклицаем: «O, tempora, o, mores!» (О, времена, о нравы!). И к тому есть повод!..

Обращаясь к божественному, мы редко задумываемся, где и при каких условиях явилось то, что вот уже две тысячи лет владеет сердцами и умами людей, а в этом, ведь, своё назидание! Итак:

-словно перед Всемирным потопом, как и во времена Ноя, наступил общий упадок нравственности и религии;

-священство и фарисеи ушли в схоластику и демагогию и пеклись лишь о своих крохах привилегий, что им предоставил римский кесарь;

-потомки царя Давида потеряли свои права и опростонародились (пример тому – плотник Иосиф, происходивший из царского племени Давидова, который был уже зрелым мужем, правда, время его ещё придёт, но не в той ипостаси, что сейчас ожидаема всеми…);

-возвысилось племя Маккавеев, но, ведь, по предсказаниям пророков именно из племени Давидова надлежало явиться Спасителю мира, Мессии!..

-словно в назидание, царский скипетр поднял чужеземец Ирод (Великий);

-наступило «железное царство» Римское с войском и прокуратором (надсмотрщиком от Рима), прибравшим себе фактическую власть (у кого сила!..);

-казалось, уже никакие земные силы не могут навести порядок на земле обетованной, что и подтвердила история: так, в 6 – 10 г. н.э. появилась-таки в Иудее партия зилотов, которые с оружием и кровью фанатично отстаивали свою национальную и религиозную независимость, но тщетно…

Тогда многие говорили и верили: Бог, сойдя с неба, всё исправит, - и ждали Мессию.

И вот в это время в Назарете, что в трёх днях пути от Иерусалима (ах, Назарет! Не было в Галилее более маловажного городка, многие жители которого, похоже, не отличались добрым нравом, а потому были презираемы другими, и говорили: «В Назарете может ли что доброе бытии»), в этом «презренном» маленьком селении жили и люди праведные, а средь них – чета Иоаким и Анна. (Кстати, их память отмечается Церковью на следующий день, 22 сентября.)

Они уже достигли старости (прошло 50 лет их брачной жизни), но были бездетны. По закону Иоаким имел право требовать развода за бесплодие жены, но любовь... это так понятно!.. А Иоакиму постоянно пеняли: «Господь, ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя своё благоволение». И так из года в год… Супруги же, преодолевая общественное презрение и поругание, истово молились, молились…

И вот когда они были уже в преклонных годах, Господь исполнил их прошение! Весть о даровании чете ребёнка принёс им архангел Гавриил. И в малоизвестном местечке Назарете, в некогда знаменитом, а ныне униженном доме Давидовом появился младенец женского пола, которого по еврейскому закону на 15 день нарекли предопределённым свыше именем – Мария. Так по обетованию Божьему от мужа и жены была зачата и рождена Дева Мария. И ни блеск, ни слава не окружали её колыбель, как, впрочем, и её Сына в будущем…

В воспоминание Рождества Богородицы издревле был установлен великий, двунадесятый, вселенский праздник.

В народных традициях (ну как не вспомянуть их!) за многочисленными эпитетами – «Пресвятая», Пречистая», «Владычица», «избавительница от скорбей», «скорая помощница», «небесная заступница» и др. – образ Богородицы весьма разнообразен.

Всегда считалось, что Богородица – не только Божья Матерь, но и Матерь вообще, для каждого человека. Отсюда, кстати, назидание невоздержанным на язык (NB!): взгляд на матерщину всегда был оскорблением трёх матерей человека – Богородицы, Матери сырой земли и родной матери.

Образ Богородицы настолько сблизился в сознании народном с образом Матери-земли, что образовался культ Богородицы-земли как рождающей и плодоносящей земли-кормилицы с целым рядом обрядовых действ – от посевной до окончания жатвы.

Если же говорить о восприятии образа Богородицы народом, то окажемся в затруднении (тесен газетный формат!). Поэтому, если кратко по некоторым аспектам, то людям видится Богородица:

- заступницей детей на этом и на том свете;

- покровительницей рожениц (Образ материнского начала наглядно виден в иконографии).

Девушки на выданье обращались к Ней. В наговорах и молитвах по излечению от болезней – к Ней.

Рождество Богородицы и замужних женщин – день «обетный», когда исполнялись обеты, данные в году по тому или иному случаю.

Этот праздник – вторая встреча осени, «осенины» (с очень, кстати, красивым обрядом, в котором участвовали только женщины), окончание «бабьего лета» и начало «посиделок» (это и «вечерки» и «капустки», когда рубили капусту для заготовки её на зиму).

Этот день, наряду с Успением, входит в число дней окончания жатвы (дожинки) с гостеваниями, гуляниями, песнями (причём, до шести дней!).

Остановимся. А вот как это было – любознательные пусть найдут сами…

В заключении ещё раз вспомним, что Рождество Божией Матери открыло время утешительного обетования о спасении всего рода человеческого. А как распорядится спасением, уже дарованном нам Сыном Божьим, каждый из нас сегодня?..


В.Волин

КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru