В чём суть одобряемых депутатами Печенги изменений? Если опускать частности, то в результате затеянной «реформы» предлагается не избирать районный Совет, а формировать его. Совет депутатов каждого поселения будет делегировать из своего состава по три депутата и главу муниципального образования в вышестоящий орган. И уже эти депутаты, а не какие-то там избиратели будут решать, кто и как будет руководить районом.
Прямым следствием затеи Д. Тимохина станет изменение представительства поселений в заново формируемом районном Совете. Сейчас количество районных депутатов приблизительно пропорционально количеству избирателей в поселениях. Так Заполярный (41,93% избирателей) и Никель (35,57% избирателей) представляют по 6 депутатов, Печенгу (16,25%) – 3, и Корзуново (6,23% избирателей) – 1.
Взамен предлагается сделать количество депутатов равным, от каждого поселения по 4 депутата в районный Совет. Нехитрый подсчет показывает, что выигрывают от этого, прежде всего, небольшие поселения, а те же Никель и Заполярный, безусловно, проигрывают.
Из учебника политэкономии известно, что если кто-то намерен поменять существующую конфигурацию власти, то в результате этот самый кто-то приобретает политические и экономические дивиденды. А раз кто-то приобретает – кто-то теряет. Попробуем разобраться, кто есть кто.
Экономику района определяет его бюджет. От того, как будут распределяться содержащиеся в нем средства, зависит качество жизни всех жителей района.
Обратимся к цифрам. По данным на 01 сентября 2008 года из неиспользованных остатков средств районного бюджета за 2007 год было запланировано и выделено 168 млн. рублей на компенсацию выпадающих доходов организациям, использующим в качестве топлива мазут, и предоставляющим услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек по выработке тепловой энергии в горячей воде.
Таким образом, районные субсидии поселениям на 01.09.2008 года составили: 117 млн. рублей - гп Никель и 51 млн. рублей – Заполярному в виде вышеназванной компенсации. То есть Никель, численность населения которого на 2,3 тысячи меньше, чем в Заполярном, получил дотаций из районного бюджета в 2,3 раза (!) больше него. Очевидно, что если бы «лишние» миллионы, полученные из остатков бюджета района, не были сожжены в топке никельской котельной, они были бы потрачены на школы, детские сады и больницы для всех жителей района. Глупость? Ни в коем случае! Бесхозяйственность? Едва ли… Злой умысел? Можно только гадать. К сожалению, все упирается в позицию главы городского поселения Никель Л.В. Тимохиной.
Любовь Викторовна категорически против передачи котельной с баланса района на баланс поселения. В каком-то смысле ее можно понять. Стоит только сделать этот шаг, как тут же придется добиваться выделения дотаций из областного бюджета. Именно так работают руководители большинства муниципальных образований Мурманской области. Таковы сегодня реалии местного самоуправления. За это, в конце концов, и получают свою немалую для обычного человека зарплату руководители поселений.
Но зачем что-то делать, когда можно запустить руку в карман соседу. Ну и что, что 168 миллионов можно было потратить на социальные программы, оказать помощь пенсионерам и малоимущим, инвалидам и многодетным семьям. Бюджет района все вынесет. А пороги высоких кабинетов в Мурманске пусть обивают другие.
Однако время расставляет все по своим местам. Согласно нормам федерального законодательства, с 1 января 2009 года функция по обеспечению жителей поселка Никель теплом ляжет-таки на администрацию Никеля и лично Л.В. Тимохину. И при существующей в районе системе власти Любовь Викторовне придется-таки ездить в областное правительство просить и договариваться.
Вот тут-то и возникает инициатива депутатов Печенги! Их логика проста: а давайте все возьмем и поделим. Возьмем у района, то есть — у здравоохранения и образования и поделим на свои поселенческие нужды. Сделать это при предложенной схеме формирования районного Совета будет очень просто.
Неудивительно, что начинание коллег не нашло понимания у депутатов районного Совета, фактически единогласно при одном воздержавшемся, отвергнувших сомнительную инициативу. Интересно другое. Никельский Совет, который формально мог бы быть заинтересован в реализации «проекта», также сказал «нет» амбициозным планам Дмитрия Ивановича (и Любови Викторовны?) Тимохина. Восемь человек проголосовали против, пятеро – в том числе и Л.В.Тимохина – воздержались.
К счастью, в совете гп Никель работают серьезные и ответственные люди, которые понимают, что будущее Никеля, как и будущее всего района, – в совместной работе на общее благо. Без потрясений, без революций, с твердым пониманием того, что только вместе можно достичь главной цели – улучшения качества жизни каждого жителя Печенгского района, живи он хоть в Никеле, хоть в Заполярном, хоть в Печенге.
А. Политов
А если сделать маленькие поселки более привлекательными для жизни - ибо внимание власти будет на квадратный километр, а не тысячу жителей, то народ потянется туда, что в свою очередь укрепит базис для развития местного мелкого бизнеса и туризма, выходящих на глобальный рынок, и как следствие получающих хорошие деньги. Лиинахамари в частности сейчас не помешает политическая поддержка (я имею в виду ситуацию, когда в депутатах окажутся люди, готовые идти наперекор интересам КГМК в пользу своих представителей) - там есть растущий бизнес, производящий продукт на внешний рынок (лосось, а не никель) и были какие-то планы по строительству порта.
Да жестко по отношению к жителям больших поселков, но положа руку на сердце - а так уж ли они чувствуют на себе заботу депутатов?
Создание альтернатив КГМК в районе - единственный путь для выживания района в далекой перспективе (20-30 лет). Пусть даже в количестве 10-20 тыс жителей. ИМХО.