Начало Карты и схемы Run5 Справочник Печенгский район в интернете
Путь до Киева лежит через Москву

Почему северные пенсии ниже прожиточного минимума? И как на маленькую пенсию добраться пенсионеру «с милого Севера в сторону южную»? Почему в Пенсионном Фонде требуют справки о проезде пассажирским поездом? Почему не оплачивается проезд до границы РФ скорым поездом, хотя пассажирских поездов на этом направлении нет? Почему работодатели не оплачивают проезд бывшим работникам?

Вот лишь некоторые вопросы, которые поступают в районный Совет депутатов от наших жителей. В частности, в своих обращениях пенсионеры избирательного округа № 1 выражают обеспокоенность в решении вопросов пенсионного обеспечения и указывают на многие противоречия, которые сегодня существуют в российском законодательстве.

Н.И. Смирнова пишет: «Проблема в том, что старики-пенсионеры не нужны государству». Л.В. Коношева замечает: «У северян и пенсия должна быть северная». Некоторые жители видят проблему в том, что их «пенсии ниже прожиточного минимума», отмечают «высокий уровень социальной незащищенности». Г.Г. Кравченко: «Нищета и унижение обездоленных - вот значимая государственная проблема».

Проблема пенсионного обеспечения не только в возможности реализации пенсионерами их права на достойную пенсию, высокий уровень качества жизни, обеспечение льготными продуктами и услугами, но, как отмечают жители, затрагивает и их право на отдых. И здесь, по мнению авторов писем, поступающих в Совет депутатов Печенгского района, ущемляются их права, в частности, в вопросе возмещения пенсионерам затрат на проезд к месту отдыха и обратно.

Например, Л.Н. Корзаченко в своей жалобе пишет: «Пенсионеры - бывшие работники комбината, не имеют равного права с работниками ОАО «Кольская ГМК» по оплате проезда в отпуск по фактическим затратам, например, самолетом, скорым поездом, личным автотранспортом. В Пенсионном Фонде требуют справки из железнодорожной кассы, оплата по которой существенно ниже реальных затрат на проезд. Например, компенсация производится по стоимости проезда пассажирским поездом до Белгорода, что по справке составляет 400 руб., а ведь на южном направлении ходят только скорые поезда».

Чтобы разобраться в данном вопросе, по фактам поступивших жалоб были направлены депутатские обращения в ГУ-Управление* Пенсионного Фонда РФ по Печенгскому району, а также в самое крупное промышленное предприятие -ОАО «Кольская ГМК», так как многие пенсионеры являются бывшими работниками градообразующего предприятия.

Хочу обратить внимание уважаемой Л.Н. Корзаченко и других авторов подобных писем, что работники предприятий и организаций и пенсионеры пользуются по Закону разными льготами и компенсациями. Это во-первых. Во-вторых, каждое предприятие заключает свой коллективный договор.

Ранее статья 325 ТК РФ (в ред. от 27 апреля 2004 г., действовавшей до 1 января 2005 г.) предусматривала для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также членов их семей право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя. Поэтому работодатель не мог выбирать, предоставлять или не предоставлять закрепленные законом компенсации, в том числе для членов семьи работников, а был обязан обеспечивать исполнение данной статьи.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 325 ТК РФ (вступили в силу с 1 января 2005 г.), обязательная оплата проезда до места проведения отпуска за счет средств работодателя предусмотрена только в отношении лиц (членов их семей), работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц (членов их семей), работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, с 01 января 2005г. устанавливаются работодателем самостоятельно.

Иными словами, работодатель, не являющийся бюджетной организацией, вправе установить подобные компенсации, определив объем и круг лиц, к которым они применяются, либо вообще отказаться от их предоставления.

Многие организации включают в коллективный договор условия о наличии (отсутствии) денежных средств. То есть, создается ситуация, когда выплата компенсации ставится работодателем в зависимость от наличия (отсутствия) каких-либо условий (например, денег). В этом случае в коллективном (трудовом) договоре эти условия должны быть четко определены, и другая сторона (работник) должна иметь возможность контролировать исполнение договора.

В ответе, поступившем из Пенсионного Фонда, обращается внимание на то, что «компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации определило, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем. Т.е. на предприятиях других форм собственности условия и порядок компенсации закрепляются коллективными договорами, трудовыми договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций.

Таким образом, на территории Печенгского района нарушений федерального законодательства по выплате данной компенсаций нет. Некоторые пенсионеры свои претензии необоснованно адресуют в адрес предприятий Печенгского района и переносят недовольство на их работников, однако причина кроется не в нежелании ПФР оплачивать понесенные расходы и не в ущемлении прав бывших работников КГМК, ведь руководство данных предприятий действует исключительно в рамках Законодательных актов РФ.

Причина недовольства пенсионеров скрыта в Постановлении от 1 апреля 2005 г. N 176. В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 Правительство Российской Федерации утвердило «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».

В этом документе прописано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.

Настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Правилами прописано, что компенсация может производиться в виде:

а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

Именно пункт 10 Правил ограничивает размеры компенсаций:

- Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом -в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом -в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом - в каюте IV -V групп морского судна регулярных транспортныхлиний;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Действительно, пункт 10 Правил ограничивает суммы компенсаций и не дает возможности получить компенсации за фактически понесенные расходы.

Например, затраты за проезд скорым поездом до границы РФ или собственным автомобильным транспортом не возмещаются в полном объеме. При этом фактические суммы расходов и компенсационные выплаты, действительно, различаются в разы.

Пункт 10 вынуждает многих пенсионеров не пользоваться данным им Государством правом, и ввиду отсутствия средств на оплату дорогостоящих билетов люди вынуждены годами не выезжать в бывшие Союзные республики, лишаются возможности оздоровления, лишены права на отдых в более благоприятных климатических условиях. Как всем известно, именно приезжавшие из братских Советских республик первостроители возвели в суровых климатических условиях города и поселки, построили дороги, вдохнули жизнь в северные территории. Люди, отдавшие Северу молодые годы, здоровье, жизненную силу, вынуждены сегодня быть отрезанными от общения с родными, оставшимися за пределами РФ. Они не могут посетить могилы умерших родственников, просто увидеть родные места.

Рост пенсий не позволяет покрыть данные расходы, так как цены на железнодорожный, автобусный транспорт и на бензин тоже постоянно повышаются.

19.10.2007 на заседании комиссии по экономике, хозяйственной деятельности и вопросам местного самоуправления был рассмотрен вопрос об обращении в Мурманскую областную думу, в котором Совет депутатов муниципального образования Печенгский район просит депутатов областной думы рассмотреть этот вопрос и обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в п.10 Правил: компенсацию произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно осуществлять по фактическим расходам.

Если Государственная Дума поддержит данное обращение и инициирует внести в п.10 предложенные изменения,то и Правительство РФ, в свою очередь, услышит голос народа и изыщет финансовые средства. Замена в Правилах одного единственного пункта позволит северянам вздохнуть свежим воздухом хотя бы раз в два года с большим облегчением.

С уважением, С. Чередниченко, депутат Совета депутатов Печенгского района.

P.S. Я сама родственными корнями связана с Украиной. Оплата поезда туда и обратно - это очень большие расходы. Однако с недавнего времени появились в России новые экономичные авиалинии «Скай-Экспресс». Об этой услуге далеко не все знают. А она могла бы решить часть проблем, связанных с отпускными затратами. Билет на самолет Мурманск-Москва, или Москва-Ростов-на-Дону, к примеру, стоит всего 500 рублей. Но распечатку билета лучше не делать (она стоит недешево). На руки вам дадут л исток бумаги с выдержкой из базы данных авиакомпании с вашим данными, его вы и сдадите на оплату в Пенсионный Фонд в качестве подтверждающего документа о стоимости проезда


КОММЕНТАРИИ (0)
Города в фокусе
Яндекс цитирования murman.ru